Цифровая цветопроба. Наши технологии Аналоговая цветопроба без изготовления печатных форм

Главной задачей репродукционного процесса является получение высококачественного изображения, обеспечивающего наилучшее воспроизведение оригинала и его информационного содержания с учетом возможности технологического процесса. Как проконтролировать этот процесс, на каких стадиях следует произвести оценку возможных ошибок, учесть и исправить их? Есть много способов и методик, но наиболее часто в современном полиграфическом производстве используется цветная имитация будущего печатного оттиска, или цветопроба.

Сегодня под термином «цветопроба» понимают как собственно технологический процесс и устройства, предназначенные для этого, так и получаемое цветное изображение. Цветопроба может быть цифровой, аналоговой, мягкой, твердой, контрактной и т.д., что, однако, не проясняет сути вопроса. Цветопробные устройства создавались для имитации с наименьшими затратами будущего печатного оттиска. Было бы неправильно считать, что все цветопробные устройства воспроизводят цвет одинаково и дают полное представление о качестве будущей продукции. С помощью цветопроб можно получить лишь приблизительное представление о печатном оттиске, и не более того. Однако зачастую цветопробу рассматривают как отдельное устройство, которому либо доверяют на 100%, либо используют как некий атрибут современного полиграфического производства, не очень понимая суть происходящих процессов.

Естественно, что даже два отпечатка, сделанных один за другим, будут иметь различия, а что говорить о результатах, полученных с использованием различных видов цветпробных устройств! Все устройства, воспроизводящие цвет, делают это по-разному, причем каждое устройство может воспроизвести только определенный набор цветов, называемый цветовым охватом, гамутом или локусом. С появлением компьютерных технологий встал вопрос управления цветом и манипулированием цветовыми охватами. С этой целью стали использовать систему управления цветом CMS (Color Management System), которая позволяет согласовывать цветовые охваты различных устройств, записанные в ICC-профили.

Следует различать создание цветового профиля устройства и его калибровку. На практике понятие «калибровка» относится к внутренним тестам, заложенным в устройство компанией-производителем. С помощью калибровки устройство выводится в рабочие режимы, то есть сигнал на входе приводится в соответствие сигналу на выходе. Например, измеренные относительные площади растровых точек на фотоформах должны совпадать с их номинальными значениями, в противном случае необходимо внести коррективы в настройки растрового процессора.

К цветопробным устройствам в принципе относится любое устройство, на котором можно получать цветное изображение. Поэтому во многих случаях очень сложно провести грань между профессиональными цветопробными устройствами и обычной оргтехникой, установленной в офисе.

В настоящее время существуют четыре вида цветопроб: экранная, цифровая, аналоговая и пробная печать. Начинается этот список с самой простой и дешевой цветопробы, а заканчивается наиболее технологически сложной и дорогой, но позволяющей получать результаты, наиболее приближенные к тиражным оттискам. У каждого из видов цветопробных устройств есть свои достоинства и недостатки. Каким образом выбрать нужное для производства решение? Ответ на наш взгляд один: только путем тестирования.

Цветопроба в реальном технологическом процессе преследует две основные цели:

  • внутренний контроль подготовки цветных изображений;
  • предъявление результата работы заказчику до печати тиража.

Место цветопробы как технологической операции в процессе допечатной подготовки неоднозначно. Она может быть включена после сканирования и цветокоррекции, сделана с окончательно сверстанных полос (но до вывода фотоформ), непосредственно с фотоформ, а также может быть произведена пробная печать с готовых печатных форм (рис. 1). При использовании цифровых печатных машин, работающих по технологии «из компьютера в печать» (Computer to print), цветопроба теряет первоначально заложенный в нее смысл и может осуществляться прямо в машине. Рассмотрим вышеперечисленные виды цветопроб подробнее.

Экранная цветопроба

Как следует из названия, оператор оценивает изображение, получаемое на экране монитора. От того, насколько правильно воспроизводит монитор цвета и оттенки, будет зависеть правильность выполняемой цветокоррекции. Корректное воспроизведение цветов на мониторе тем сложнее, чем ниже класс монитора. В худшем случае не поможет даже правильно построенный профиль устройства.

Кроме того, синтез цвета на экране принципиально отличается от синтеза цвета в печатающих устройствах. В первом случае это аддитивный синтез (то есть монитор формирует все цвета и их оттенки путем сложения трех основных составляющих - красного, зеленого и синего); во втором - субтрактивный синтез (основанный на вычитании из падающего на окрашенный предмет света определенных длин волн).

При работах, связанных с высокими требованиями к качеству воспроизведения цвета (многокрасочная печать, включая специальные цвета и т.д.), следует использовать мониторы более высокого класса, нежели при работе с однокрасочной или двухкрасочной продукцией. При этом не стоит скупиться на приобретение приборной базы для построения ICC-профилей устройств.

Цифровая цветопроба

Основу цифровой цветопробы составляет цифровое печатающее устройство, работающее по тому или иному принципу формирования изображения. К цифровым цветопробам принято относить электрофотографические, цветные, струйные, сублимационные и твердочернильные принтеры (рис. 2). Имитация оттиска будет наиболее точной у тех устройств, которые используют красящие вещества (чернила и тонеры) и печатные основы, по своим спектральным и физическим характеристикам приближающиеся к используемым в полиграфическом процессе.

Все цифровые цветопробы соединены с компьютерными станциями и получают информацию в цифровом виде. В этом случае качество имитации печатного оттиска будет зависеть также от используемых профилей устройств (монитора, цветопробного устройства и печатной машины). При отсутствии устройств профилирования с помощью цифровой цветопробы будет воспроизводиться интерпретация печатающим устройством цветов, заданных в прикладной программе, без учета цветовых охватов.

Остановимся на основных технологиях получения цифровых цветопроб.

Струйная печать

Принцип работы устройств основан на формировании с помощью нагрева или пьезоэлектрического эффекта мельчайших капелек жидкого красителя и перенос их на носитель - бумагу или пленку. Для цветной печати в подобных устройствах может использоваться комплект из 3 или 4 красок (в некоторых моделях до 6 и 8). Краски струйного принтера сделаны на водной или водно-спиртовой основе, поэтому оттиск, отпечатанный таким способом, отличается низкой влагостойкостью.

Рабочее разрешение таких принтеров составляет от 300 до 1440 точек на дюйм. Характерными недостатками струйной печати являются сильная зависимость качества изображения от свойств используемой бумаги и сложность имитации растровой структуры. Данные принтеры могут, конечно, использоваться для получения цветопробы, но очень часто результаты бывают далеки от печатного оттиска. Однако существуют широкоформатные принтеры, использующие принцип струйной печати, например Iris SmartJet (компании Scitex), на которых достигается хорошее приближение к печатному оттиску.

Сублимационная печать

Принтеры с использованием сублимационного (или термосублимационного) способа формирования изображения дают отпечатки с гладкими переходами цветов, напоминающие фотографические, вследствие чего подобные устройства печати устанавливаются в современных фотолабораториях. При этом способе печати вместо прямого наложения чернил или красок на бумагу применяются лавсановые пленки с красителем, испаряющимся при нагреве элементов печатной головки. Используемые краски должны быть прозрачными, так как после испарения и попадания на специальное покрытие бумаги они проникают в него и там частично смешиваются.

Результаты экспериментальных исследований:

  1. Измерение относительной площади растровой точки для цветов CMYK показало, что наименьшие градационные искажения в светах имеет цветопроба компании AGFA, в полутонах - цветопроба компании Imation, а в тенях - цветопроба компании DuPont (рис. 11).
  2. Баланс «по серому», который контролируется по элементу тройного наложения желтой, пурпурной и голубой красок, визуально должен выглядеть серым - схожим с соответствующим элементом, отпечатанным на шкале черной краской. По результатам измерений, наиболее точную оценку баланса «по серому» показали цветопробы AGFA PressMatch Dry и DuPont Cromalin Studio Sprint.
  3. Измерения цветовых координат Lab свидетельствуют, что наиболее приближенное значение яркостной составляющей L к электронному оригиналу обеспечивает цветопроба Cromalin Studio Sprint; по цветовой координате а наиболее приближенное значение к электронному оригиналу показала цветопроба MatchPrint, по координате b - цветопроба Cromalin Studio Sprint. При измерении были выбраны наиболее сюжетно важные участки изображений: кожа, света и тени.
  4. Результаты измерений цветового отклонения (ДЕ) цветопроб от электронного оригинала представлены графически на рис. 12 и в табл. 3 . По всем сюжетно важным участкам тестовых изображений наименьшее значение цветового отклонения показала цветопроба Cromalin Studio Sprint - воспроизведение наиболее приближено к цифровому оригиналу.
  5. На основе измерений цветовых координат Lab плашек на контрольной шкале и их бинарных наложений построены цветовые охваты аналоговых цветопроб. Из рис. 13 видно, что цветопроба компании MatchPrint имеет наибольший цветовой охват, а следовательно, наибольшее количество воспроизводимых цветовых оттенков.
  6. Визуальная оценка шрифтовых композиций показала, что все цветопробы воспроизводят их практически одинаково, без существенных искажений.

Проведенные исследования никоим образом не претендуют на полноту оценки возможностей аналоговых цветопроб - для подобного исследования требуется расширенное тестирование и соответственно намного большее количество измерений. Настоящим тестированием мы постарались показать, что идеального решения не существует в принципе и что по мере возможности всегда следует проводить собственные эксперименты, результаты которых должны быть наиболее приближены к конкретным производственным условиям.

Внимание! На заказ делаем только цифровые цветопробы. Срок выполнения 2 дня. Стоимость (от 1 до 3 листов) 1500 руб.
Аналоговые цветопробы не изготавливаем.

Цветопроба (в полиграфии) представляет собой своеобразный образец или некий эталон, предназначенный для получения контрольного цветного изображения как на материальном носителе, так и на экране какого-либо видеотерминального устройства, включая монитор компьютера. Можно сказать, что под цветопробой принято понимать прототип или имитацию будущего печатного оттиска. С её помощью, в частности, осуществляется контроль за качеством цветоделения и точностью цветовоспроизведения, а также даётся адекватная визуальная оценка результатам печати, которые планируется получить в дальнейшем.

Цветопроба позволяет быстро и без особых затруднений внести необходимые изменения в текстовой и графический материал, провести корректировку цветов во время допечатной подготовки издания. Её главная цель - найти и устранить любые возможные ошибки, неточности и недостатки ещё до начала печати тиража. Кроме того, по праву считается наиболее оптимальным способом обмена информацией между заказчиком, дизайнером, верстальщиком, технологом и печатником, а также служит для прогнозирования внешнего вида готовящейся к выпуску печатной продукции и играет важную роль в правильной реализации дизайнерских идей.

Изготовление цветопроб - неотъемлемая и важная часть процесса производства печатной продукции. Этот этап подразумевает получение контрольного цветного изображения на определённом носителе с целью выявления и исправления ошибок в цветовом оформлении издания.

В настоящее время широкое распространение получили аналоговая (растровая), цифровая (полутоновая) и экранная цветопробы.

Аналоговая цветопроба

Аналоговая цветопроба - это многослойное изображение, изготавливаемое путём последовательного переноса с цветоделенных растровых фотоформ на белую подложку голубого, пурпурного, жёлтого и чёрного красителей. Она обладает способностью с максимальной точностью передавать цвета и используется, как правило, в офсетной и высокой печати.

К достоинствам аналоговых цветопроб прежде всего можно отнести:

  • - возможность изготовления пробы без применения печатных форм;
  • - достаточно высокое качество;
  • - технологическое сходство с офсетной печатью;
  • - возможность использования дополнительных планшетных цветов;
  • - обеспечение довольно достоверной цветопередачи;
  • - возможность учёта погрешностей выводного устройства;
  • - сравнительную компактность необходимого комплекта оборудования;
  • - отсутствие необходимости построения профилей;
  • - лёгкость калибрации (настройки).

Однако помимо явных преимуществ аналоговые цветопробы имеют целый ряд недостатков. К примеру, для неё характерна довольно высокая стоимость оттиска, а также сложность и весьма низкая оперативность технологического процесса. Красители отличаются по пигментному составу печатных красок, в результате чего бывает трудно подобрать полностью соответствующие макету цвета и оттенки. Кроме того, степень растискивания в этом случае является усредненной и не показывает реальных значений конкретной печатной машины или каждой её секции. Проблемы могут возникнуть и из-за того, что при применении аналоговых цветопроб уменьшается возможность воспроизведения цвета запечатываемых материалов, а также ограничивается разрешающая способность процесса, что существенно сужает возможность получения цветопроб с фотоформ с растрами высокой линиатуры или мелкими штриховыми элементами. Наряду с этим использование аналоговых цветоформ предполагает, что цветовая гамма будет несколько стеснена количеством триадных красок. Большие трудности могут возникнуть и с имитацией структуры поверхности тиражного материала (в больше степени это касается, например, этикеточных и упаковочных материалов).

Но, несмотря на вышеперечисленные недостатки, аналоговая цветопроба и сегодня остаётся одним из лучших и эффективных способов предварительной проверки результатов печати.

Цифровая цветопроба

При цифровой цветопробе источником получения изображения служит информация, представленная в электронном виде. Цифровая цветопроба может выполняться как на специальных печатающих устройствах, так и с помощью различных качественных принтеров и традиционных издательских систем. Главная задача цифровой цветопробы заключается в корректном воспроизведении общего визуального и цветового восприятия печатного оттиска.

Основными достоинствами цифровой цветопробы являются низкая стоимость отпечатка, большая оперативность, возможность учёта особенностей печати конкретного полиграфического производства. Все имеющиеся у цифровых цветоформ недостатки определяются технологией печати и связаны с техническими характеристиками и особенностями разных видов принтеров. К примеру, струйные аппараты не могут обеспечить высокую чёткость получаемого изображения, сублимационные - исключают возможность использования обычной бумаги, а для лазерных принтеров характерно отсутствие достаточного качества передачи истинного цвета.

Благодаря стремительному распространению и постоянному совершенствованию компьютерной техники и информационных технологий цифровая цветопроба приобретает всё большую популярность и уверенно выходит на лидирующие позиции в сфере полиграфических услуг.

Экранная цветопроба

Экранная цветопроба предназначена для контроля, визуальной оценки и последующей обработки (включая коррекцию цветов) изображения, полученного в интерактивном режиме на экране калиброванного компьютерного монитора или любого другого видеотерминального устройства. Экранная цветопроба позволяет в кратчайшие сроки согласовывать как промежуточные, так и конечные результаты допечатной подготовки издания с заказчиком, оперативно решать вопросы, касающиеся оформления печатной продукции.

По мнению специалистов, экранная цветопроба не отличается особой надёжностью, так как её качество зависит от большого количества субъективных факторов (например, от мощности, степени разрешимости, цветности и других характеристик монитора; от уровня и вида внешнего освещения). Кроме того, при использовании экранных цветопроб велика вероятность получения искажённого (несовпадающего по цветовому решению с макетом) изображения. Это объясняется тем, что на экране монитора цвета получают аддитивным синтезом RGB, а на оттиске - путём соединения четырёх основных печатных красок CMYK.

Типография «Гардарики» предлагает широкий спектр услуг по изготовлении различных видов цветопроб. Наши специалисты обладают достаточной квалификацией и большим опытом работы в этой области.

Если исходить из того, что цветопроба должна быть не просто красивой, яркой, высокоглянцевой картинкой, а должна максимально имитировать реальный процесс офсетной печати, то следует признать, что в настоящее время только прямая цифровая цветопроба может претендовать на роль контрактной.

Современная цифровая цветопроба -- это не просто отпечаток на принтере той или иной конструкции. Для ее изготовления необходим целый комплекс, включающий печатное устройство, измерительное оборудование, серьезное программное обеспечение и, что немаловажно -- высококвалифицированных специалистов.

Наиболее открытыми и доступными на сегодняшний день являются цветопробные комплексы для получения полутоновой пробы, базирующиеся на многоцветных струйных принтерах, а также программном обеспечении, включающем специальный RIP и профилировщик, и, конечно, приборах для измерения цвета -- спектрофотометрах. Уменьшенный размер капли, повышенное разрешение, улучшенные чернила с широким цветовым охватом и средства управления цветом существенно повысили качество изображений, полученных на самых распространенных принтерах для цветопробы -- устройствах Epson.

Но всё же чаще сегодня ставка делается не на специальное цветопробное «железо», а на программное обеспечение. И тут безусловными лидерами являются решения от CGS, GMG и ColorGate.

Главное преимущество цифровой цветопробы -- она не требует изготовления фотоформ, значительно быстрее в изготовлении и дешевле аналоговой, а по цене сопоставима с выводом самих фотоформ. За счет широкого цветового охвата она имеет возможность имитировать практически любой процесс офсетной печати разными красками и на любых материалах, эмулируемых с помощью профилей. Кроме того, у цифровой цветопробы есть еще один важный плюс -- в ней можно менять все установки, так что процесс моделирования ограничивается только фантазией пользователя. При необходимости возможно даже имитировать пробопечатные оттиски аналоговых систем.

При линеаризации пробопечатного комплекса возможна настройка как на классический офсетный печатный процесс, так и на имитацию печати пантонами или многоканального растрового изображения. Последнее достигается за счет получения наиболее широкого цветового охвата, в частности, за счет максимальной подачи чернил при соответствующей адаптации RIP.

Цветопробные комплексы последнего поколения дают возможность получать среднее цветовое различие Е менее 1,5. Помимо колориметрического, очень высокие результаты дает и визуальный тест. Это говорит о том, что на сегодняшний день существует возможность почти идеально имитировать средствами цифровой струйной печати печать офсетную. То есть напечатанная на офсетной машине тестовая карта почти безупречно может быть воспроизведена на цифровом отпечатке.

К сожалению, и более прогрессивная цифровая цветопроба не в состоянии учесть всю специфику офсетной печати. Одной из таких непреодолимых на сегодняшний день трудностей является влияние сюжета на плотность краски в раз-ных местах печатного листа. Следует констатировать, что в классической офсетной печати существует взаимовлияние цветопередачи различных точек изображения по площади печатного листа друг на друга. Практически любая из выпускаемых печатных машин, работающих по технологии традиционного офсета, не в состоянии обеспечить одинаковые условия печати по всей площади оттиска. Она также не может сохранить линейность передачи тона в случае резкого изменения краскоподачи при воспроизведении красочных полей разной площади. В настоящее время даже не существует каких-либо нормативов на возможные цветовые отличия в начале и конце печатного листа.

Важным свойством любой современной цветопробы является необходимость ее воспроизводимой сертификации. Даже если использованы качественные расходные материалы, программное и аппаратное обеспечение, не исключено отклонение цвета из-за множества причин. Более того, даже изначально точная проба может выцвести от неправильного хранения или с течением времени. Для решения проблемы компания FOGRA (и не только) разработала специальные шкалы, сопровождаемые таблицами максимально допустимых отклонений каждого элемента от номинала. Такая шкала является обязательным элементом цветопробы. Промер шкалы с помощью спектрофотометра (вручную или автоматически специальной программой) позволяет однозначно отличить цветопробу и просто цветной отпечаток. Очевидно, что это может разрешить и предотвратить много конфликтных ситуаций.

Итак, возможности цифровой цветопробы обширны. Благодаря этому сегодня получение точной и объективно контролируемой цветопробы доступно практически любой типографии. Но следует помнить, что перед цветопробой не ставится задача отображать каждую растровую точку -- она должна корректно воспроизводить общее визуальное и цветовое восприятие печатного оттиска.

Цветопроба

Качественно
и профессионально

Цветопроба – это контрольное изображение, предназначенное для оценки результата цвета и качества дизайнером и заказчиком, а также в качестве "паспорта" для печатника при тиражировании. В «Студии Колор Бокс» применяют передовые технологии для изготовления цветопробы. От качества выполнения цветопробы зависит качество будущего продукта. Цифровая цветопроба – самая популярная на данный момент. Для ее изготовления мы используем профессиональный принтер Epson Stylus Pro 4800 формата А2+ с современным программным обеспечением. Среди его достоинств – возможность печати на рулонных и листовых носителях, высокое разрешение (до 2880х1440 dpi), восьмицветная печать, оптимизированное качество печати цветных и монохромных изображений пигментными чернилами Epson UltraChrome K3.

Цветопроба

С помощью цветопробы можно прогнозировать результат печати уже на ранних стадиях допечатной подготовки. Это контрольное изображение, предназначенное для оценки цвета и качества полиграфии дизайнером и заказчиком. После согласования цветопроба служит эталоном для печатника при тиражировании. Поэтому от качества выполнения цветопробы зависит качество будущей полиграфической продукции.

Существует несколько видов цветопроб: аналоговая, цифровая, экранная и полученная в процессе пробной печати.

В случае с экранной цветопробой изображением служит «картинка» на экране компьютерного монитора Главное преимущество – оперативность и невысокая цена за каждое использование. Недостаток состоит с том, что психологически изображение на отпечатке (в отраженном свете) и самосветящееся изображение на мониторе воспринимаются человеком по-разному. Поэтому экранная цветопроба не обладает высокой надежностью.

Пробная печать – теоретически, лучший способ получить контрольное изображение для последующей печати. Здесь используются настоящие печатные формы, настоящая бумага и краска. Можно проконтролировать появление муара, так как воспроизводится растровая структура изображения. Однако этот метод может не учитывать особенности работы различных печатных машин, температуру и влажность в типографии. Кроме того, это – самый дорогой способ и оправдан только для изданий с очень большими тиражами. Аналоговая цветопроба выполняется на специальном и весьма дорогом оборудовании. Исходные материалы – цветоделённые плёнки. При этом на специальный носитель поочерёдно наносятся краски цветов CMYK. Этот способ также позволяет выявить проблемы с муаром, так как воспроизводит растровую структуру. Аналоговая цветопроба кардинальным образом зависит от умений настраивающего её человека, правильности его действий и точности приборов. Основной недостаток – высокая себестоимость оттиска.

Цифровая цветопроба – самая оптимальная и популярная на данный момент. Ее получают на бумаге непосредственно на базе информации об изображении, содержащейся в компьютере. Для изготовления цифровых цветопроб в «Студии Колор Бокс» применяют передовые технологии: профессиональный принтер Epson Stylus Pro 4800 формата А2+ с современным программным обеспечением. Среди его достоинств – возможность печати на рулонных и листовых носителях, высокое разрешение (до 2880х1440 dpi), восьмицветная печать, оптимизированное качество печати цветных и монохромных изображений пигментными чернилами Epson UltraChrome K3.

Типография "Парадиз" предлагает вам услугу цифровой цветопробы .

Мы печатаем изображение на струйном плоттере Epson SureColor P5000 с высоким разрешением, на специальной бумаге, с использованием профиля печатного устройства и профиля печатного процесса, обеспечивающих максимальное соответствие цветопробы имитируемым условиям печати.

По умолчанию мы используем профиль печатного процесса ISO Coated v2 (FOGRA39) - это листовая офсетная печать на бумагах 1 или 2 типа, т.е. глянцевая или матовая мелованная бумага плотностью 250 г/м2, с использованием позитивных пластин, с регулярным растрированием 150 dpi, с плотностями и растискиванием в соответствии с ISO 12647-2:2004.

Возможно использование профилей других печатных процессов, как стандартных ISO, так и любых нестандартных профилей заказчика.

Контрольные измерения шкал, помещаемых на пробу, производятся с помощью спектрофотометра GretagMacbeth i1 Pro (Eye-One Pro). Затем вычисляются отклонения измеренных на пробе значений цвета. После этого делается заключение о соответствии цветопробы стандарту ISO 12647-7.

Стоимость цифровой цветопробы (руб.)

Формат А4 (210х297) А3 (297х420) А2 (420х596)
Стоимость 500 1000 1500

Как заказать цветопробу

  1. Предоставляете технические требования типографии (Профиль icc), по умолчанию идет ISO Coated v2 (FOGRA39) с регулярным растрированием 150 dpi.
  2. Связываетесь с нами через сайт или по телефону, делаете заказ и оплачиваете счет.
  3. Присылаете ссылку на файл или присылаете его по электронной почте.
  4. Получаете готовую цветопробу с помощью курьера или самовывозом.
  5. При получении цветопробы, не забудьте предоставить доверенность, если оплата производилась по безналичному расчету.

Важной составляющей при работе с цветопробой является наличие правильного освещения.

Очень часто два одинаковых образца цвета могут восприниматься по разномув различных условиях. Такое явление называется - метамеризм состояния. Метамеризм, термин обозначающий изменение цвета в зависимости от условий наблюдения (освещения и т.д.). Различают 4 основных вида метамеризма:

  • метамеризм излучения – изменение цвета в зависимости от источника освещения;
  • метамеризм наблюдателя – естественное явление и давно известный факт, что все люди индивидуально воспринимают цвет, поэтому для разных людей один и тот же цвет будет выглядеть по разному;
  • метамеризм размера измеряемого поля – изменение восприятия цвета в зависимости от его площади, многие цвета становятся более «агрессивными» при большей занимаемой площади;
  • метамеризм геометрии или угла обзора – изменение цвета в зависимости от угла обзора наблюдателя. Особенно этот эффект заметен на металлизированных или покрытых специальными красками поверхностях.

Обобщить их можно примерно так: при теплом свете теплые цвета становятся мягче и нежнее, а холодные цвета тускнеют и сереют. При холодном свете наоборот, холодные цвета становятся ярче и лучистее, а теплые цвета приобретают сероватый оттенок. Рассмотрим подробнее на примере разных источников света.

Источники света в полиграфии.

При измерениях цвета, при необходимости точной оценки цвета, при воспроизведении того или иного цвета используют стандартные источники излучения.

Наиболее часто используют источники со следующими стандартными цветовыми температурами:

  • 2800К - газонаполненные (газополные) лампы накаливания с вольфрамовой спиралью (лампы тёплого белого света ЛТБ 100W). В свете ламп накаливания почти отсутствуют синяя и фиолетовая части спектра, поэтому красные, оранжевые, желтые и зеленые цвета воспринимаются лишь с незначительными отклонениями по сравнению с этими же цветами при дневном свете, в то время как синие и фиолетовые поверхности значительно темнеют и краснеют.
  • 4800К - ксеноновая дуговая лампа (нейтральный белый). Свет люминесцентных белых ламп дневного света по своему спектральному составу близок к естественному дневному свету. При освещении этими лампами, восприятие цвета будет относительно правильным, совпадающим с восприятием при дневном освещении.
  • 5000К - утреннее Солнце
  • 6500К - близок к полуденному солнечному свету(характеристики данного освещенияпозволяют применять его в условиях с высокими требованиями к цветоразличению)
  • 7500К - дневной свет, с большой долей рассеянного от чистого голубого неба (холодный белый,содержит большую долю синей части спектра, т.е. подчеркивают синие цвета, делая серее теплые оттенки).

Для получения максимально правильного цветного изображения на всех стадиях производства часто рекомендуется поддерживать стандартную цветовую температуру освещения 6500К: от приёмки заказа через оценку оригиналов, сканирование, ретушь, экранную цветопробу, цифровую цветопробу, цветоделение, аналоговую цветопробу, печать пробных оттисков к печати тиража и окончательной сдаче полиграфической продукции.

Источник цветовой температурой 6500К имеет в своём спектре определенную стандартом ультрафиолетовую составляющую. Хотя человеческий глаз не воспринимает ультрафиолетовых лучей, многие объекты (в т. ч. красители) способны светиться под их действием. Например, без УФ-компоненты бумага будет не такой белой (в неё вводят оптические отбеливатели), а реклама - не такой яркой (в ней часто используют люминесцирующие красители).

Также дело обстоит и с различными по химическому составу красками. Из-за отличающихся характеристик спектрального поглощения пигментов красок возникает изменение цвета(метамеризм) печатного оттиска. То есть, когда для сравнения берутся два образца напечатанные одним видом краски, то неважно, при каком освещении мы это будем делать, так как спектральные характеристики бумаг и красок примерно одинаковы. Восприятие же образцов напечатанных различным способом (цифровая цветопроба и офсетный оттиск) из-за значительного различия в характеристиках спектрального характера, будет значительно зависеть от выбранного освещения. Это же применимо к сравнению офсетных оттисков и веерных образцов Pantone.

Как видно из вышеперечисленного, минимальным условием для работы с цветопробой (правильное восприятие цвета) необходим либо дневной свет, либо лампы освещения близкие к «правильной» цветовой температуре, так как прочие источники искажают восприятие. Оптимальное, но более специализированное решение – просмотровый стол с калиброванными лампами нормированного света CIE (колориметрический стандарт наблюдателя)для обеспечения правильной цветовой температуры и интенсивности освещения по ISO (стандарт, описывающий методы измерений и испытаний в полиграфии) для грамотного сравнения офсетного оттиска и цифровой цветопробы. Эти условия желательно соблюдать не только в процессе изготовления цветопробы, но и на территории заказчика.