Инструменты для работы с бумагой и картоном. Работа с бумагой и картоном. Изделия из размельченной бумаги и бумажной массы

Материал для бесед в кружке

Прежде чем приступить к работам с бумагой и картоном, расскажите членам кружка «Умелые руки» о том, какое широкое применение в жизни имеет бумага, из чего и как она изготовляется.

На бумаге печатают книги и газеты, ею издавна пользуются для письма. Это главное назначение бумаги. В Советском Союзе, где наука и культура достигли небывалого расцвета, больше половины всей вырабатываемой бумаги приходится на печатную, газетную и писчую.

Много бумаги расходуется также на упаковку и завертку всевозможных товаров. Теперь даже мешки для перевозки тяжелых грузов часто делают из бумаги. Например, цемент перевозят в больших мешках, изготовленных из шести-восьми слоев прочной бумаги. Картонные ящики выдерживают тяжесть упакованных в них радиоприемников, разных других аппаратов.

Специальные сорта бумаги и картона широко используют в технике.

Бобины, намотанные из узкой бумажной ленты, вставляют в самозаписывающие аппараты. Лента движется в аппарате, и на ней буквами, знаками телеграфной азбуки (точками и тире) или пробиваемыми перфоратором отверстиями производятся необходимые записи. Так принимают, например, переданные издалека телеграммы. На бумажной ленте, покрытой железной ржавчиной, записывают звук - человеческую речь или музыку. Запись производится намагничиванием ленты в специальном аппарате - магнитофоне.

В фотографии пользуются светочувствительной бумагой, покрытой особыми составами. На ней с помощью света можно напечатать любой снимок, сделанный фотоаппаратом на пленке или на стеклянной пластинке. Для размножения чертежей изготовляется светокопировальная бумага разных сортов. А чтобы напечатать чертеж или рисунок в книге, его сперва переводят на цинковую пластинку (делают клише) или на литографский камень. Для этого нужна специальная переводная бумага. Она очень тонкая, в несколько раз тоньше папиросной.

Электрические провода, телефонные кабели и катушки в электрических приборах часто обматывают бумагой, которая не пропускает тока. Ее так и называют - электроизоляционной. Такой бумагой пользуются и при изготовлении важных деталей радиоприемников - конденсаторов.

В автомобилях, ткацких станках и других машинах некоторые детали сделаны из бумаги. При сооружении жилых домов иногда применяют карнизы, плафоны и плиты для перегородок, изготовленные из бумажной массы. Из смеси такой массы с асбестом делают асбестовый огнестойкий картон, а из смеси с гипсом - листы сухой штукатурки.

Простая бумага легко размокает в воде и рвется. А изготовленная из бумажной массы фибра прочнее фанеры. Из фибры делают части некоторых приборов, различные футляры и чемоданы.

Не промокают и бумажные стаканчики для мороженого, которыми часто пользуются ребята. Из такой же бумаги изготовляют бутылки для молока, дешевые тарелки. В магазинах можно купить красивые салфетки и скатерти из мягкой, но прочной бумаги. Из бумажной массы сделаны многие игрушки и украшения для комнат.

Если рассмотреть в сильный микроскоп бумагу любого сорта, то обнаружится, что она состоит из множества мельчайших волокон - очень тонких ниточек, тесно переплетенных между собой. Это растительные волокна. Для выработки бумаги их получают разными способами из древесины.

Оберточную и газетную бумагу вырабатывают главным образом из древесной массы. Очищенные от коры и распиленные на бревна стволы деревьев растирают на волокна круглыми вращающимися камнями в растирочных машинах - дефибрерах. Потоки воды смывают волокна с камня и уносят их в большие резервуары. Получившуюся массу насосами перекачивают из одного бассейна в другой и при этом очищают от мелких щепочек, сортируют по величине волокон, удаляют часть воды, тщательно перемешивают. В конце концов получается так называемая полумасса, которая состоит из волокон одинаковых размеров, смешанных с водой. Такую полумассу иногда приготовляют и из соломы.

Более прочную и лучшего качества бумагу - печатную (для книг) и писчую - делают из целлюлозы. Так называется вещество, из которого состоят клетки растений. Целлюлозу получают путем сложной химической переработки древесины на специальных заводах. Приготовляют л соломенную целлюлозу.

Бумажную полумассу готовят также из макулатуры - старой, негодной бумаги. Пионеры иногда занимаются сбором бумажной макулатуры. Этим они помогают снабжать сырьем бумажную промышленность. Собранную макулатуру на заводах очищают и разделяют на волокна.

Небольшая часть всей бумаги, особенно прочной, изготовляется из тряпочной полумассы. На такой бумаге, например, печатаются деньги. Ненужные обрезки хлопчатобумажных и льняных тканей, изношенную одежду и другое тряпье, обрывки веревок и рыболовных сетей очищают от грязи и краски, размельчают и превращают в волокна.

Чтобы получить бумагу нужного сорта, различные полумассы часто смешивают. Например, к древесной массе добавляют целлюлозу, к целлюлозе - тряпичную полумассу и т. д.

Всякая полумасса состоит из чистых волоконец, отделенных друг от друга. Но бумаги из нее еще сделать нельзя. Полумассу подвергают дальнейшей обработке.

Прежде всего ее пропускают через аппараты для размола. Они называются роллами или мельницами. В таком аппарате полумасса проходит между рядами острых стальных ножей. Одни ножи укреплены в ролле неподвижно, а другие - на вращающихся барабанах или дисках. Ножи можно переставлять ближе или дальше друг от друга. Это нужно для того, чтобы волокна получились требуемой длины и толщины. Несколько часов, иногда почти целые сутки, длится размол полумассы в ролле. Чем короче и тоньше волокна, тем больше времени их размалывают, тем прочнее и лучшего качества получается бумага. В готовой бумажной массе волоконца чаще всего бывают длиной от 0,1 до 1 миллиметра, а толщиной в 300 раз меньше.

Но даже после такого размола бумажная масса не вполне готова. Ее обрабатывают еще химическими веществами, чтобы бумага получилась чистая и белая. Для того чтобы получить цветную бумагу, в массу добавляют минеральные или анилиновые краски. Требуются и другие добавки.

Какие бы мелкие ни были волокна в бумажной массе и как бы тесно они ни переплелись потом, между ними останутся незаметные для глаз промежутки. Чтобы заполнить эти промежутки и улучшить цвет бумаги, в массу добавляют каолин (белую глину), мел или другие вещества. Писчую и печатную бумагу, кроме того, требуется проклеить - сделать менее промокаемой и более прочной. Для этого к бумажной массе прибавляют немного древесной смолы - канифольного клея.

Для каждого сорта бумаги есть свой рецепт приготовления бумажной массы.

Готовую массу по трубам направляют в мешальные бассейны. По пути особые аппараты проверяют густоту массы, если надо, добавляют воды. Перемешанную в бассейнах массу пропускают еще через несколько автоматов. Они проверяют состав ее, добавляют недостающие вещества, в последний раз перемалывают, вылавливают оставшиеся неразмолотыми комки волокон, песчинки и сор, разбавляют водой. Только теперь масса попадает в ящик бумагоделательной машины.

Бумагу вырабатывают на очень сложных, больших машинах. Например, машина для изготовления газетной бумаги имеет в длину 120 метров. В ней установлены 50 мощных электрических моторов, множество различных приборов. Такая машина может работать без остановки целыми сутками. За сутки она дает до 200 тонн и больше бумаги. Машина действует автоматически, ее обслуживают всего четыре-пять рабочих.

Быстро, со скоростью до 500 метров в минуту, движется на валиках машины бесконечная металлическая сетка с очень мелкими отверстиями. Сюда из ящика широкой ровной струей льется бумажная масса. Она растекается полосой, ширина которой достигает 7,2 метра, и быстро уносится сеткой вперед. Здесь, на сетке, начинается превращение массы в бумагу. Вода стекает сквозь сетку вниз, масса становится гуще, волоконца ее переплетаются. Легкий валик приглаживает и разравнивает густеющую массу сверху. А снизу, под сеткой, вступают в действие аппараты, которые продолжают высасывать воду. Новый валик прижимает влажную полосу массы вместе с сеткой к большому валу с отверстиями, внутри которого насос все время выкачивает воздух. Поэтому здесь масса особенно быстро теряет свою влагу. Бумажная полоса еще сырая, но она уже не растекается, ее можно отделить от сетки. Струя сжатого воздуха переносит ее на новую подстилку - на движущееся сукно. Так называют широкую полосу, сделанную из шерсти. Сукно увлекает бумагу в промежуток между двумя валами, которые продолжают отжимать влагу и одновременно приглаживают поверхность бумажной полосы. Выйдя из этого пресса, полоса попадает на новое сукно, вместе с ним - во второй пресс, потом в третий, четвертый.

Дальше и дальше движется в машине бумага. Теперь сукна прижимают ее к двум длинным рядам горячих цилиндров. Бумажная полоса змеей извивается между цилиндрами (вниз-вверх, вниз-вверх), становясь все светлее и прочнее. Шестьдесят, восемьдесят или даже больше сушильных цилиндров, наполненных паром, высушивают бумагу.

Сухая горячая бумага скользит по медному холодильному цилиндру (внутри него течет холодная вода), а затем, как по лесенке, спускается к полу по нескольким чугунным валам. Эта часть машины называется глезером. В глезере бумага приобретает гладкую, удобную для печати и письма поверхность.

Внизу, у заднего конца машины, бумажная полоса наматывается на стержень - получается огромный рулон шириной 7,2 метра. Когда он достигнет необходимой толщины, полосу обрезают, подъемный кран подхватывает рулон и переносит к автоматической бумагорезальной машине. Здесь широкую бумажную полосу разрезают на узкие полосы, свертывают их в рулоны или же режут на отдельные листы.

В Советском Союзе много древесномассных и целлюлозных заводов, много бумажных фабрик. Они расположены большей частью в лесных районах, где имеется достаточно древесины. А чтобы не перевозить на дальние расстояния древесную массу и целлюлозу, заводы для выработки их строятся обычно рядом с бумажными фабриками, образуя мощные целлюлозно-бумажные комбинаты. Крупнейший из них, самый большой в Европе - Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат имени Ф. Э. Дзержинского в Горьковской области.

Материалы и инструменты

Бумага и картон - самые доступные материалы для кружка «Умелые руки». Из бумаги и картона можно сделать множество разнообразных вещей: наглядные пособия и школьно-учебные принадлежности, модели и игрушки, другие полезные и интересные вещи. Картонажными работами могут заниматься все пионеры, начиная с учеников 3-го класса.

Сортов бумаги очень много. Они отличаются друг от друга прочностью и плотностью, толщиной, гладкой или шероховатой поверхностью, цветом и другими качествами. В кружке наибольшее применение найдут следующие сорта бумаги:

Газетная бумага - наиболее дешевая и распространенная. Она имеет слегка шероховатую поверхность, быстро изнашивается и трется на изгибах, сильно впитывает клей и всякую влагу. Но для многих работ юных техников газетная бумага имеет то преимущество, что она прочно склеивается в несколько слоев. Поэтому, например, бумажные трубки лучше всего делать из газетной бумаги, эта же бумага наиболее пригодна и для изделий из папье-маше.

Писчая бумага в изделиях кружка применяется чаще всего. Она проклеена, поэтому прочнее газетной, хорошо окрашивается, меньше боится влаги, имеет гладкую (глазированную) поверхность. Из писчей бумаги можно делать различные модели, ею хорошо оклеивать картон. Нужна она и для переплетных работ.

Чертежная бумага - самая прочная и плотная. Поверхность ее шероховатая, клеить ее труднее, чем писчую бумагу, зато лучше и легче раскрашивать.

Цветная альбомная бумага особенно необходима для работ в кружке. Ею почти всегда можно заменить писчую. Альбомная бумага бывает гладкая и шероховатая, разной плотности и цветов. Этим сортом бумаги часто оклеивают самодельные переплеты книг и другие картонные изделия. Однако для оклейки лучше все же применять специальную переплетную бумагу, которая окрашена только с одной стороны и имеет глянцевую поверхность.

Цветная глянцевая бумага более пригодна для оклейки коробок, а для оклейки книжных переплетов - мраморная, с пестрым узорчатым или полосатым рисунком.

Папиросная бумага , тонкая, прозрачная, также будет полезна кружку для некоторых работ.

Толстую бумагу, если 1 квадратный метр ее весит больше 250 граммов, называют картоном .

Сорта картона можно различить по его цвету.

Белый картон легко резать, но он очень непрочный, ломкий, часто расслаивается. Изделия из него для прочности обычно оклеивают бумагой. Этот картон сильно впитывает клей и коробится. Пользоваться им следует только для мелких изделий и для переплетов небольших брошюр.

Желтый картон гораздо прочнее белого, гибкий, хорошо режется, не коробится от клея. Он применяется для всевозможных работ.

Серый картон прочнее белого и желтого, но его трудно резать, так как нож быстро тупится о песчинки, которых много в массе этого картона. Серый картон хорош для изготовления больших вещей, когда требуется особенная прочность.

Цветной картон - тонкий, гибкий и с глянцевитой поверхностью разных цветов, легко обрабатывается и имеет красивый вид. Из него хорошо делать аккуратные небольшие вещи, папки и переплеты брошюр. Оклеивать такой картон не приходится.

Желательно, чтобы кружок располагал для своих работ несколькими сортами бумаги и картона.

Для картонажных работ в кружке инструменты потребуются очень несложные. Основной инструмент - это нож. Наиболее удобен специальный переплетный или сапожный нож, наглухо насаженный на рукоятку, не складывающийся. Лезвие ножа, а особенно конец его, должно быть хорошо наточено. Хороший нож для работ с картоном можно сделать из обломка полотна слесарной ножовки. Такой обломок дают заточить по форме переплетного ножа точильщику; тупой конец превращают в рукоятку, плотно обмотав его бумагой или лоскутом, а сверху шпагатом или прочной тесьмой. Таким же образом можно заточить сломанный кухонный нож. Для пионеров вполне достаточна и удобна длина лезвия рабочего ножа в 3-4 сантиметра. Можно пользоваться и перочинными ножами без всяких выступов на рукоятке. Листы бумаги и тонкого картона можно также резать лезвием безопасной бритвы, вставленным в металлический держатель для чинки карандашей.

Кроме ножа, потребуются ножницы - обыкновенные швейные или изогнутые; линейка - металлическая, в крайнем случае из пластмассы, Деревянная линейка пригодна для разметки, но неудобна при резке бумаги или картона.

Члены кружка могут сами сделать полезное приспособление для разглаживания складок на сгибах бумаги - гладилку, или косточку. На рисунке 4 (7) изображены гладилки разной формы. Гладилку выстрагивают ножом из дубовой или буковой дощечки или же вытачивают напильником из кусочка органического стекла, из ручки старой зубной щетки, поломанной расчески, толстого целлулоида. Поверхность гладилки делают с обеих сторон немного выпуклой посредине, края - тонкие, но не острые, а слегка закругленные. Готовую гладилку зачищают шкуркой и на точильном бруске.

Чтобы при резке бумаги и картона не портить крышку стола, на нее кладут подрезную доску. Длина доски - не менее 45 сантиметров, ширина - 30-35 сантиметров. Подрезную доску лучше всего взять не сосновую, а березовую или липовую. Поверхность доски тщательно строгают, делают гладкой и ровной. У одного длинного края ее прибивают невысокий упор - гладко выстроганную рейку. Подрезную доску можно заменить прямоугольным куском фанеры.

Располагая такими инструментами и приспособлениями, члены кружка могут приступить к любым картонажным работам. Дополнительные приспособления потребуются только для переплетных работ, о которых речь будет итти дальше.

Как резать и сгибать бумагу и картон

Бумагу и картон режут ножом, так как с помощью ножниц трудно получить прямую линию. К ножницам прибегают только при вырезывании кривых линий.

Проще всего разрезать лист бумаги на две части по прямой линии. Бумагу сгибают в нужном месте вдвое, линию сгиба приглаживают гладилкой или мягкой резинкой для карандаша, затем в сгиб вкладывают лезвие ножа и режут. Однако в этом случае разрезанные края получаются слегка ворсистыми.

Совершенно ровная линия обреза получается только при пользовании линейкой. Лист бумаги кладут на подрезную доску, по линии обреза укладывают линейку, сильно прижимая ее левой рукой. Нож берут правой рукой так, чтобы указательный палец лежал на тупой стороне лезвия. Сильно наклонив нож к себе, режут бумагу острым концом лезвия, прижимая его к кромке линейки. Ножом ведут только в одну сторону, к себе. Нельзя водить им взад и вперед, «пилить» бумагу, так как от этого она мнется и рвется. Таким же способом обрезают поля книги при переплетных работах.

Когда режут картон, нож держат иначе. Его берут за рукоятку всеми пятью пальцами, зажимают в кулак и держат почти вертикально, только слегка наклонив к себе. Чтобы разрезать картон, приходится проводить ножом по линии разреза несколько раз - все время в одном направлении, к себе. Следует избегать пользоваться для резки картона складным перочинным ножом, так как при малом наклоне он может закрыться и порезать пальцы.

Чтобы вырезать из картона круг с ровными краями, применяют несложное приспособление - кругорез . Из фанеры вырезают линейку длиной, например, 30 сантиметров и шириной 1,5-2 сантиметра. На одном конце линейки, по длине ее, сверлят или прокалывают несколько небольших отверстий, а на другом конце по ширине линейки делают прорез такого размера, чтобы в него входил заостренный кончик ножа.

Линейку кладут на картон и через одно из отверстий (ближе или дальше от конца - в зависимости от требуемой величины круга) закрепляют шилом, прикалывая картон к подрезной доске. В прорез на свободном конце линейки вставляют кончик ножа и начинают резать картон. Нож, удерживаемый линейкой, движется по окружности, вырезая правильный круг.

Бумагу и картон часто приходится сгибать под углом. Бумагу сгибают, складывая ее руками и приглаживая сгиб гладилкой. Чтобы согнуть картон, его предварительно надо надрезать ножом по линейке - приблизительно до половины толщины. После этого картон сгибают руками в сторону, противоположную надрезу. Линия сгиба получается ровная и аккуратная. Надо лишь следить за тем, чтобы надрез получился одинаковой глубины по всей длине: при резке нож необходимо нажимать с одинаковой силой.

Во время экскурсии в переплетный цех какой-нибудь типографии или в картонажную мастерскую члены кружка увидят, как с помощью специальных машин режут бумагу и картон.

Бумагорезальные машины обычно разрезают не отдельные листы бумаги и картона, а сразу целые пачки их. Самая простая машина, которую можно найти в небольшой типографии или картонажной мастерской, приводится в действие руками. Рабочий укладывает на гладкий стол машины пачку бумаги, зажимает ее прессом и опускает на нее тяжелый длинный нож, держа его за рукоятку и прижимая лезвие к бумаге. Нож действует, как лезвие ножниц: один конец его шарнирно закреплен в машине, а второй свободно движется вверх и вниз.

Чаще всего нож бумагорезальной машины приводится в действие электрическим мотором. На такой машине за один раз разрезают пачку бумаги высотой до 10-15 сантиметров.

В больших типографиях имеются интересные машины-стопорезки. С их помощью отпечатанные листы или сброшюрованные листы книги обрезают с трех сторон. Как только машина обрежет с одной стороны заложенную в нее пачку (стопку) бумаги, стол машины автоматически поворачивается и подставляет под нож другую сторону пачки, потом третью. Имеются в типографиях и другие автоматические машины-саморезки, разрезающие рулоны бумаги на отдельные листы. От рабочих требуется только вставить рулон в машину и включить мотор. Далее машина сама разматывает рулон. Нож, закрепленный на вращающемся барабане или опускающийся сверху, режет бумажную полосу на листы нужных размеров. Листы падают на движущуюся ленту и приносятся ею на стол, где складываются в пачки.

Самодельные коробки и фигуры

Многие изделия из бумаги и картона склеивают не из отдельных частей, а складывают из целого листа, соответственно вырезав его и сделав необходимые надрезы. Для этого на листе бумаги или картона предварительно чертят развертку. Так поступают, например, при изготовлении коробок и геометрических фигур. Их склеивают тремя способами.

Первый способ . От листа картона отрезают прямоугольник требуемого размера. На равном расстоянии от края вдоль всех четырех сторон проводят карандашом по линейке линии. Уголки, образовавшиеся пересечением линий, отрезают. По линиям делают надрезы, отгибают борта коробки и по углам склеивают их полосками бумаги или тонкой ткани. Чтобы борта не разошлись, коробку до высыхания клея обвязывают ниткой.

Второй способ . В данном случае углы не отрезают, а отгибают внутрь коробки. Для этого с одной стороны каждого уголка делают прорез, а с другой - легкий надрез. Затем углы приклеивают к бортам, пришивают ниткой или прикрепляют шпилькой из тонкой проволоки. Для этого можно использовать проволочные шпильки от старых тетрадей.

Третий способ чаще всего применяется при склеивании геометрических фигур из плотной бумаги или тонкого картона. На рисунке 6 для примера изображена развертка трехгранной призмы. По краям некоторых сторон развертки оставлены узкие полоски со срезанными уголками - припуски. Сложив фигуру по пунктирным линиям, эти припуски отгибают и приклеивают к внутренним стенкам призмы.

Оклеивание картона бумагой

Большинство картонажных изделий оклеивают цветной или белой бумагой, чтобы придать им красивую внешность и большую прочность. Клеить бумагу надо клейстером. Но цветную глянцевую бумагу лучше клеить жидким столярным клеем, так как от клейстера она размокает и на ее глянцевой поверхности появляются пятна. Столярным клеем рекомендуется клеить и толстую плотную бумагу 1 .

Клейстером или клеем всегда смазывают наклеиваемую бумагу, а не картон. Покрыв стол газетой, укладывают на нее вырезанный по нужным размерам лист бумаги. При помощи кисти смазывают его клейстером от середины к краям - сначала правую сторону, затем левую. Работать кистью следует быстро, проводя прямые полосы одну за другой без пропусков, стараясь накладывать клейстер ровным тонким слоем, не оставляя на бумаге комков его. Бумагу придерживают пальцами левой руки, смочив их чистой водой. Покрыв бумагу клейстером, поперек листа проводят чистой кистью, чтобы загладить границы полос.

Смазанную клейстером бумагу оставляют полежать одну-две минуты, чтобы клейстер лучше впитался. Затем бумагу берут обеими руками за края и аккуратно накладывают на картон. Сейчас же после этого бумагу разглаживают чистой тряпочкой, пальцами от середины к краям, чтобы на поверхности не осталось морщин. Сушат оклеенную вещь в теплом, сухом месте, но вдали от батареи отопления или от горячей печи: от сильного тепла картон покоробится. Если бумагой оклеена не объемная вещь, а плоские куски картона (например, таблица или крышки переплета книги), то сушить их лучше всего под прессом, положив между двумя досками и придавив каким-нибудь грузом.

После высыхания наклеенная бумага сжимается, волокна ее сокращаются. Оклеенный с одной стороны картон коробится, выгибается в сторону оклейки. Чтобы избежать этого, картон и изделия из него оклеивают бумагой одинаковой плотности с обеих сторон.

При двусторонней оклейке края бумаги, наклеенной на внешнюю поверхность, обычно загибают на внутреннюю сторону и приклеивают так чтобы придать острым ребрам более аккуратный вид.

Вот, например, как оклеивают простую картонную коробку. Измеряют длину всех четырех бортов коробки (периметр ее). Отрезают полосу бумаги немного длиннее и на 2-4 сантиметра шире, чем высота бортов. Края полосы отгибают по всей длине с обеих сторон так, чтобы ширина ее получилась равной высоте коробки. Этой полосой оклеивают все борта коробки, оставляя свободные каемки сверху и снизу. По углам каемок делают вырезы - срезают уголки. Затем верхние полосы завертывают внутрь коробки и приклеивают к бортам с обратной стороны; нижние полосы приклеивают ко дну коробки. Для оклейки коробки изнутри чертят на бумаге выкройку дна и бортов, уменьшив высоту их на 2-3 миллиметра. Вырезанной по такой выкройке бумагой оклеивают внутренность коробки. Края бумаги частично прикрывают отогнутые полосы внешней оклейки, оставляя сверху ровный узенький кант. Такой же кантик оставляют и на дне коробки (снизу), если его оклеивают. Но дно можно и не оклеивать снизу.

Обычно коробки снаружи оклеивают цветной бумагой, а внутри - белой. Следовательно, и кантик внутри коробки получается цветной.

Окантовка

Кружок выполнит полезную для школы работу, если наклеит на картон всевозможные таблицы по географии, истории, естествознанию и другие наглядные пособия, напечатанные на бумаге. Для украшения пионерской комнаты можно наклеить на картон красочные репродукции с картин, фотографические снимки. У себя дома каждый член кружка может так же оформить расписание уроков, табель-календарь, портрет любимого писателя. Края картонной подложки при этом оклеивают цветной бумагой, чтобы получились кантики. Этот способ так и называется - окантовка.

Из листа картона вырезают прямоугольник немного больших размеров, чем наклеиваемая таблица, - на 3-10 миллиметров со всех сторон, в зависимости от величины таблицы. Вырезают четыре полосы темной цветной бумаги - по длине сторон прямоугольника и приблизительно в три раза шире канта (то есть шириной 10-30 миллиметров). Полосы сгибают по длине пополам, уголки обрезают так, чтобы при наклейке концы двух полос - вертикальной и горизонтальной - не накладывались друг на друга. Этими полосками оклеивают края прямоугольника, вкладывая картон в сгибы.

На задней стороне картонной подложки укрепляют проволочное колечко для подвешивания таблицы на стену: берут узкую тесемку, надевают на нее проволочное колечко, концы тесемки разводят в стороны и приклеивают к картону. Колечко закрепляется точно по середине верхнего края картона и должно выступать над этим краем. Для прочности концы тесемки можно заклеить сверху бумажным прямоугольником. Колечко будет держаться еще прочнее, если в картоне ниже колечка сделать прорез, продеть в него тесемку на лицевую сторону, ниже сделать еще два прореза и продеть концы тесемки снова на заднюю сторону. В этом случае тесемка приклеивается с обеих сторон подложки, а концы ее закрепляются еще бумажными кружками. Для таблиц большого размера лучше сделать два колечка, расположив их на одинаковом расстоянии от боковых сторон подложки. К колечкам привязывается шнурок, за который таблица подвешивается на стену.

Закрепив колечко, заднюю сторону картонной подложки оклеивают бумагой примерно такой же плотности, как таблица. На лицевую сторону наклеивают таблицу. Она получается окаймленной цветным кантом. Окантованную таблицу сушат под прессом.

Цветную бумагу для кантов часто заменяют полосками плотной, но не толстой ткани, чаще всего коленкора. Приемы работы остаются те же.

Фотоснимки и художественные открытки обычно оформляют без окантовки. Их просто наклеивают на подложку из картона или плотной бумаги, оставляя широкие поля. Такую подложку называют паспарту. Вокруг снимка, на небольшом расстоянии от него, тупой стороной кончика ножа или гладилкой выдавливают линии, образующие как бы рамку.

При любом оформлении фотографических снимков их не следует наклеивать клейстером или так называемым конторским клеем: в этом случае на снимке могут появиться пятна. Лучше всего пользоваться фотоклеем, а при отсутствии его - декстриновым.

Бумажные трубки

Для телескопа, перископа и некоторых других поделок, описанных в этой книге, кружку потребуются трубки. Их лучше всего склеить из бумаги.

Подбирают круглую деревянную палку необходимого диаметра и немного длиннее требуемой трубки. Поверхность палки, если она недостаточно гладкая, зачищают шкуркой и натирают мелом или тальком. Палку обертывают один раз плотной (можно писчей) бумагой. Свободный край ее слеша приклеивают к другому, но так, чтобы бумага нигде не приклеилась к дереву. Один край трубки должен немного выступать за край палки.

Затем, подстелив газету, на столе раскладывают длинный лист бумаги такой ширины, какой длины требуется трубка. Лучше всего брать непро-клеенную газетную или оберточную бумагу. Смазав бумагу жидким клейстером, на один край ее кладут палку так, чтобы бумага приклеивалась к бумажной трубке на палке, и затем накручивают ее в несколько слоев. Чем большего диаметра и длиннее трубка, тем больше должно быть слоев бумаги. Прочная трубка получается уже из 5-7 слоев. Наматывая бумагу, следят, чтобы она хорошо натягивалась и укладывалась без морщин.

Готовую трубку, не снимая с палки, сушат в сухом, но не жарком месте и только после высыхания снимают с палки.

Для самодельного микроскопа или подзорной трубы требуются две трубки, одна из которых свободно входила бы в другую. В этом случае, сделав и просушив первую трубку, ее не снимают с палки, а на нее же накручивают вторую трубку - первый слой без клейстера, а последующие слои промазанные клейстером. Когда вторая трубка просохнет, обе трубки снимают с палки.

Если делается круглый пенал, отверстие с одного края трубки прикрывается дном. Для этого по диаметру трубки вырезают картонный кружок и накладывают его на край трубки. Полоску бумаги сгибают по длине пополам, на одной половине ее вырезают зубчики, как показано на рисунке 7 (4) . Сплошную половину полоски приклеивают к краю трубки, а зубчики отгибают и приклеивают ко дну. Чтобы прикрыть зубчики, сверху на дно можно наклеить бумажный кружочек.

Изделия из размельченной бумаги и бумажной массы

Пропитанная клейстером или каким-нибудь другим клеем и спрессованная в несколько слоев бумага становится очень прочной. Из такой бумаги в кружке можно сделать не только трубки, но и более сложные вещи: муляжи фруктов и овощей, рельефные географические карты, всевозможные макеты, модели и игрушки.

Однако вещи, имеющие сложную выпуклую поверхность, нельзя выклеить из целых листов бумаги, как, например, трубку. Бумагу требуется предварительно размельчить: разорвать на мелкие кусочки или превратить в жидкую массу. Такую размельченную и затем склеенную в несколько слоев бумагу или пропитанную клеем бумажную массу называют папье-маше .

Работают с размельченной бумагой так.

Прежде всего вырезают из дерева, отливают из гипса или, чаще всего, вылепливают из пластилина или из жирной глины модель той вещи, которую хотят выклеить из бумаги. Глину размельчают на кусочки, заливают на несколько часов небольшим количеством воды, а затем месят. Подготовленная для лепки глина не должна прилипать к пальцам и иметь комков. Лепят модель руками, а окончательно отделывают при помощи деревянных лопаточек - стеков. Чтобы предохранить незаконченную модель и оставшуюся глину от высыхания, ее хранят завернутой во влажную тряпку.

Если предмет, который хотят выклеить из бумаги, состоит из двух симметричных половин, то модель можно вылепить не целиком, а только одну ее половину. Снимать изделие с такой модели будет легче. В качестве модели можно использовать и какую-нибудь готовую вещь: гипсовую статуэтку, вазу, деревянную фигуру и т. д.

После того как модель готова, ее оклеивают бумагой. В этом случае модель служит формой.

Для оклейки модели бумагу берут рыхлую, непроклеенную, белую или цветную (газетную, оберточную, афишную). Ее разрезают на узкие полоски и на мелкие кусочки, заливают на несколько минут теплой водой, потом воду сливают. Заранее приготовляют также клейстер. Затем просохшую модель тщательно смазывают каким-нибудь растительным маслом или другим жиром и начинают оклеивать кусочками бумаги. Первый слой выкладывают влажными кусочками и полосками бумаги без клея. Кусочки бумаги накладывают на модель так, чтобы края одного кусочка прикрывали края соседних, не оставляя пробелов. Когда вся модель покрыта одним слоем бумаги, на него накладывают второй слой. Каждый кусочек или полоска бумаги смазывается теперь клейстером.. Затем таким же образом наклеивают третий слой и т. д. Количество слоев зависит от величины изделия, от необходимой прочности его, от толщины бумаги. Например, для небольших изделий достаточно бывает наклеить пять-восемь слоев. Если же из бумаги выклеивают корпус яхточки или другую модель, то число наклеенных слоев доводят до двенадцати-пятнадцати. В этом случае выклейку лучше производить в несколько приемов. Обклеив модель четырьмя-пятью слоями, их оставляют просохнуть на сутки, затем укладывают еще четыре-пять слоев, снова просушивают и т. д. Чтобы каждый слой был выклеен по всей поверхности модели, без пропусков, рекомендуется производить оклейку бумагой двух цветов: первый слой выклеить, например, белой бумагой, второй - синей, третий - снова белой и т. д. В этом случае всякий пробел сразу бросается в глаза, пропусков легко избежать.

Многие изделия, особенно имеющие неровную поверхность, удобнее изготовлять другим способом - из бумажной массы.

Для этого какую-нибудь рыхлую, непроклеенную бумагу разрывают на мелкие кусочки, кладут их в металлическую или глиняную посуду и заливают горячей водой. Сосуд с бумагой закрывают, обертывают тряпками и ставят на сутки в теплое место. На другой день размокшую бумагу подогревают на огне, пока вода не закипит, и во время нагревания перемешивают деревянной палочкой.

Затем разварившуюся бумагу укладывают в мешочек, отжимают из нее воду и пальцами окатывают в небольшие шарики, которые хорошо просушивают. Сухие шарики растирают в порошок.

Чтобы получить бумажную массу, берут какое-то количество бумажного порошка и добавляют к нему примерно столько же (по весу) толченого и хорошо просеянного мела, в четыре-пять раз меньше картофельной муки и приблизительно в десять раз меньше столярного клея.

Бумажный порошок и мел ссыпают вместе и тщательно перемешивают. Из картофельной муки приготовляют клейстер, в него добавляют разведенный столярный клей. Эту смесь вливают в сосуд с порошком и размешивают: получается не очень густое тесто. В случае необходимости добавляют горячей воды.

Можно приготовить массу без клейстера, только на столярном клее, увеличив количество его. Иногда в массу добавляют гипс, золу, немного муки, тальк. Чтобы быстрее в нужный момент приготовить бумажную массу, можно заранее размельчить бумагу и всегда иметь запас сухого бумажного порошка.

Приготовленной массой сейчас же покрывают модель. Чтобы уложить массу ровным слоем, можно предварительно раскатать ее скалкой на тонкие пласты. Особенно удобно пользоваться бумажной массой в тех случаях, когда хотят получить не пустотелую, а цельнолитую вещь. Для этого нужны вогнутые формы. Их смазывают жиром с внутренней стороны и заполняют массой. Полезно к жиру подмешать мыльный раствор.

Вогнутые формы для заполнения бумажной массой лучше всего отливать по моделям из гипса. Удобен, например, такой способ. Подбирают или делают из картона коробку, в которую свободно входит половина модели. Модель заранее подготовляют: отмечают точно половину ее и смазывают эту половину мылом. Затем в какой-либо посуде разводят гипс: его быстро засыпают в воду и непрерывно размешивают при этом палочкой. Когда раствор гипса достигнет густоты сметаны, его переливают в приготовленную коробку.

Далее берут модель и вдавливают ее в жидкий гипс до половины. Через 5-10 минут гипс затвердеет. Модель вынимают, картонную коробку отдирают от гипса, разрывая картон на куски. Форма готова. В том случае, если модель имеет несимметричную поверхность, изготовляют не одну, а две или три формы различных частей модели. Плоскую модель можно просто залить гипсом сверху.

Гипсовые формы следует делать также в тех случаях, когда требуется, чтобы изделие из размельченной бумаги точно передавало все изгибы, впадины и выпуклости на поверхности модели. При оклеивании модели бумажной массой сверху этого добиться бывает трудно.

Для отливки форм применяется так называемый жженый формовочный гипс. Он получается из природного кристаллического гипса путем нагревания и размельчения его. Следует иметь в виду, что разведенный водой и затвердевший гипс вторично развести нельзя.

Вогнутые формы сложных очертаний легко изготовить также из пластилина и парафина.

Готовое изделие, выклеенное из кусочков бумаги или выложенное из бумажной массы, оставляют подсохнуть на модели или в форме, положив его в сухом и теплом, но не жарком месте. Когда бумага просохнет, изделие разрезают на две половины лезвием безопасной бритвы, снимают с модели, сушат и затем разрезанные половины склеивают вместе. Если выклеивали две половины изделия отдельно, то края каждой половины выравнивают ножницами или ножом и зачищают шкуркой, точно подогнав к другой половине. Склеивать лучше всего столярным клеем.

Бумага была изобретена во II столетии до н.э. китайским судебным чиновником и постепенно стала распространяться на запад, достигнув Центральной Азии в 751 году н. э. В 793 году бумага впервые была сделана в Багдаде, во время золотого века исламской культуры. Оттуда искусство по изготовлению бумаги распространилось дальше на восток, и к XIV веку в Европе появилось несколько бумажных фабрик.

1


Когда в 1450 году возникло печатное дело, спрос на бумагу резко возрос. В это время основным сырьем для производства бумаги были лен и хлопок, но только в XVIII веке, когда спрос на материалы превысил предложение, начался поиск материала, который был бы доступен в изобилии. В начале XIX века началось использование древесины.

Современное оборудование и способы производства бумаги берут свое начало в том же XIX веке, и сейчас они превратили древнее ремесло в высокотехничную индустрию. Базовые процессы остались такими же, как и раньше, однако для таких сортов бумаги, которые обладают максимальной прочностью, долгим сроком службы и неизменяемостью, все еще используются хлопковые и льняные волокна и цельные, сортированные обрезки ткани.

2


Во всем мире люди признали ценность бумаги как объекта для творчества, ведь из нее можно изготовлять изделия или использовать ее как элемент для декорирования. Они научились создавать из бумаги полезные предметы, имеющие каждый свое изящество и красоту.

3


Они также изобрели множество способов декорирования с помощью бумаги, сворачивая ее или вырезая из нее замысловатые формы, крася в различные цвета или используя фигуры из простой цветной бумаги или вырезанные печатные изображения для создания картин. На Дальнем Востоке и в Европе особенно сильны традиции по использованию бумаги в качестве сырья и признанию ее декоративного потенциала.

Папье-маше.

Папье-маше (что значит по-французски «жеваная бумага») - это фактически измельченная бумага или бумажные полоски, перемешанные с клеем. Бумажная масса может быть отлита в различные формы для создания твердых или хрупких изделий, которые затем можно творчески украшать.

4

За века до того, как это ремесло появилось в Европе, оно было видом искусства на Дальнем Востоке, где аккуратно сделанные изделия были изысканно украшены и покрыты лаком. В начале XVIII века изделия из папье-маше начали изготовлять во Франции, а позже - в Англии и Германии, где использовались несколько разных процессов по изготовлению.

5


Один из них заключался в создании подносов и мебельных панелей из прессованных листов бумаги, склеенных вместе. Хотя производство изделий из папье-маше несколько упало в Европе в XIX веке. Папье-маше все еще оставался популярным материалом для изготовления игрушек, масок и различного вида манекенов. Являясь одним из самых дешевых и простых материалов, сегодня папье-маше переживает свое второе рождение.

Декупаж.

Слово «декупаж» происходит от французского глагола decouper, что в переводе означает «вырезать». Декупаж - вид декоративного искусства, в котором бумажные вырезки используются для создания картинок или узоров на различных поверхностях.

6


Декупаж как вид искусства возник под влиянием сибирского искусства создания аппликации из войлока и древнего китайского и польского народного творчества, использовавшего вырезки из бумаги. Впервые он появился во Франции в XVII веке в качестве искусства по украшению мебели. Спустя век декупаж стал популярным занятием во всей Европе. Он стал таким модным, что стали выпускаться специально напечатанные картинки для наклеивания на разные предметы домашнего обихода и личные вещи, такие как щетки для волос, фены и ширмы.

7


Недавно к нему возродился интерес как к способу «оживления» различных предметов, таких как корзины для мусора, абажуры, ширмы, подносы и шкатулки.

Многие из сегодняшних изделий в технике декупажа выполнены в духе пышных цветочных мотивов Викторианской эпохи, но это совсем не значит, что именно так должен выглядеть современный декупаж.

8


Вы можете использовать любой вид бумаги с различными изображениями. Можно использовать даже черно-белые: или тонированные ксерокопии для создания собственных дизайнов. В конце каждая работа обязательно должна быть покрыта несколькими слоями лака для защиты.

Вырезание из бумаги.

Искусство вырезания из бумаги возникло на Дальнем Востоке. В Китае, где вначале бумажные трафареты использовались в качестве шаблонов для вышивания, их узоры были чрезвычайно сложными п замысловатыми. В Японии изначально они использовались как трафареты для печати рисунков на ткани.

9


В конце концов этот вид искусства добрался по торговым путям Среднего Востока до Европы, где он стал использоваться монахами для украшения рукописей. Таким образом, первые светские образцы вырезанных из бумаги изделий в Европе были на религиозные темы, но по мере того, как бумага стала более широко использоваться, люди начали вырезать сцены из повседневной жизни. Польские мастера народного творчества прославились своими чарующими и яркими изделиями, изображающими сельскую жизнь.

10


Немецкие и швейцарские вырезанные из бумаги изделия были затейливыми, сложенными в несколько раз рассказами, которые назывались scherenschmitte. Эта традиция создания симметричных изображений, белых на черном фоне, была впоследствии заимствована и продолжена ранними европейскими поселенцами в Новом Свете.

11


В Великобритании и Франции продолжением немецкого стиля стало создание портретов путем вырезания бумажных силуэтов. Первые изображения силуэтов создавались в натуральную величину - голова манекенщика освещалась свечами и тень перерисовывалась на бумагу. Затем изображение закрашивалось черным, вырезалось и наклеивалось на белую бумагу.

12


По мере распространения моды на вырезанные из бумаги орнаменты благовоспитанные дамы, которые имели много свободного времени, осознали, что их маленькие ножницы для рукоделия - идеальный инструмент дли вырезания затейливых кружевных символов любви или открыток на День святого Валентина и памятных сувениров для семейных праздников. До сих пор проходят традиционные фестивали по искусству вырезания из бумаги в Дании, Мексике и США. В зависимости от вида используемой бумаги, количества сгибов и стиля изображения можно создать огромное количество разнообразных изделий.

Декорирование бумаги.

Существуют различные способы декорирования бумаги для улучшения вида бумажных изделий или обычной бумаги или картона. Различные декоративные эффекты могут быть достигнуты с помощью трафаретов. На протяжении веков их использовали при украшении интерьеров повторяющимися орнаментами.

Также их можно использовать и для украшения маленьких или больших предметов, от самодельных обоев до упаковочной бумаги и канцелярских принадлежностей.

13


Штемпелевание, фактически вид печати, - еще один превосходный способ украшения бумаги. Его можно применять к любому виду бумаги или изделий из бумаги. Сегодня нанесение узоров с помощью трафаретов и печатей (штемпелей) используется как простой, недорогой, но в то же время, выразительный способ украшения или придания оригинальности любой поверхности.

В продаже имеются готовые печати и трафареты, но вы можете и самостоятельно сделать их по своему вкусу. Вы можете вырезать трафареты из вощеного трафаретного картона или ацетатной пленки, а печати можно вырезать из картофелины или губки, используемой в хозяйстве.

Бумажные конструкции.

Вырезая и складывая бумагу, можно создавать удивительное множество предметов для дома - коробочек, мобилей и фонариков. Искусство создания декоративных и нужных изделий путем складывания бумаги в несколько раз восходит к еще более древнему искусству создания таких изделий из ткани. Верхом этого искусства является японское искусство оригами, где из бумаги, сложенной в несколько сотен раз, получаются трехмерные объекты и животные.

14


Любой объект от слона до вазы с цветами можно сделать без использования клея или клейкой ленты. Традиции по созданию бумажных конструкций путем складывания бумаги также существуют в Испании и Южной Америке. В Германии в XIX веке начали делать поделки из сложенной цветной бумаги в детских садах, а позлее Баухауз, знаменитая немецкая школа дизайна, открыла курсы по обучению созданию конструкций из сложенной в несколько раз бумаги.

15


Из картона, который обычно считают просто материалом для упаковки, можно также создать множество функциональных и декоративных вещей. В начале XX века картон уже начали использовать в изготовлении макетов для скульптур, мебели и в архитектурных проектах.

Некоторые дизайнеры с богатым воображением даже изготовляли полностью из него различные предметы мебели, что является доказательством присущей ему прочности. Картон стал популярным материалом для поделок во время Второй мировой войны, когда его повсеместно использовали в качестве упаковки.

16


Ремесленники сразу нашли применение этому новому продукту отходов производства, но их энтузиазм вскоре поутих, потому что в послевоенный период появились более интересные материалы. Однако недавно интерес к картону как к материалу для творчества возродился, и многие мастера начали по-новому его использовать для создания разнообразных удивительных предметов от игрушек и дамских сумочек до стульев и столов.

Гофрированный картон со своей многослойной структурой особенно хорошо подходит для создания картонных сооружений.

Лариса Ахременко
Правила работы с бумагой

Правила личной гигиены

Все работы нужно выполнять на подкладном планшете (клеенка, бумага, картон).

Чистота рук обеспечит аккуратное выполнение работы.

Склеенные детали следует протирать чистой сухой салфеткой (тряпочкой).

Окончив занятие, необходимо тщательно убрать рабочее место, инструменты привести в порядок, а руки обязательно вымыть.

Работа ножницами

В дошкольном и младшем школьном возрасте рекомендуется использовать ножницы с округлыми концами. Ножницы должны храниться в специальном футляре. Поворачиваться или переходить с места на место с ножницами в руках запрещается. | Бумагу или картон следует резать:

По прямой линии - серединой лезвия, смотреть на конец ножниц, направляя их вдоль линии;

По кривой линии - смотреть на место разреза, плавно поворачивая левой (правой) рукой материал;

По внутреннему контуру - проколоть кончиками ножниц бумагу в середине круга (овала, сделать надрез до линии разметки и вырезать отверстие по намеченным линиям.

Правила работы кистью при склеивании

1. Держать кисть вертикально к поверхности.

2. Размашистыми движениями от середины к краям наносить клей тонким слоем на всю поверхность детали.

3. Аккуратно накладывать детали на смазанную клеем поверхность. 4. Протирать деталь чистой тряпочкой от середины к краям.

5. При необходимости сушить изделие под прессом.

В случае попадания клея в глаза обязательно промыть их водой.

Сгибание бумаги и картона

1. Складывать бумагу и картон нужно только на столе.

2. Линию сгиба обязательно проглаживать от середины к краям ребром ладони, а затем гладилкой.

3. При сгибании плотной бумаги или картона надо сначала прочертить линию сгиба по линейке острым предметом (чертилкой).

1. Перед тем как приступить к работе с детьми, внимательно прочитать описание технологического процесса, продумать его алгоритм.

2. Попробовать самому смастерить предложенное изделие.

3. Адаптировать объяснение процесса изготовления каждой поделки соответственно возрасту детей, их реальным возможностям.

4. Организовать рабочее место ребенка удобно и безопасно.

Работа с бумагой и картоном занимает значительное место в системе обучения ручному труду учащихся младших классов, создает условия для воспитания у учащихся трудолюбия, аккуратности в работе, художественного вкуса. Некоторые виды работ выполняются совместно всеми учениками, что позволяет развивать умение работать в коллективе, подчинять свои интересы интересам одноклассников.

На занятиях этим видом труда создаются большие возможности для коррекции физических и умственных недостатков детей с нарушением интеллекта.

Учащиеся на уроках изготавливают плоские и объемные изделия различной формы, состоящие из одной или многих деталей, из разных сортов бумаги и картона. При этом учащиеся пользуются определенными инструментами и приспособлениями. Выполнение поделок осуществляется в основ по образцу. Поэтому очень важно воспитывать у учащихся умение проводить анализ изделия, вычленять характерные его признаки, проводить операции сравнения, делать простейшие обобщения.

Порядок выполнения изделий из бумаги и картона имеет определенную последовательность, нарушение которой приводит к тому, что учащиеся совсем не выполняют изделие или выполняют его некачественно, к непроизводительной трате времени.. В связи с этим следует формировать у учащихся умения составлять пооперационный план, придерживаться его при реализации задания и отчитываться о сделанном.

Обучая изготовлению плоских и объемных предметов из плоского поделочного материала, учитель имеет возможность корригировать недоразвитие у учащихся пространственного анализа и пространственной ориентировки.

Так, при составлении аппликации учащиеся знакомятся с законами ритма и симметрии, упражняются в узнавании геометрических форм. Распределяя детали на листе бумаги, называть то или иное пространственное положение (вверху, внизу, сбоку, справа, прямо, выше и т.д.).

С бумагой и картоном учащиеся постоянно встречаются в повседневной жизни. Но сведений об этих материалах, способах их обработки первоклассники с нарушением интеллекта как правило, не имеют. На уроках ручного труда они знакомятся с различными сортами бумаги, картона, переплетных материалов, их назначением и свойствами.

В процессе изготовления различных изделий учащиеся изучают и усваивают простейшие приемы разметки и обработки бумаги и картона. Разметка по шаблонам простой и сложной конфигурации в основном усваивается учащимися без особых затруднений.

Определенную трудность представляет для учащихся с интеллектуальным недоразвитием освоение приема разметки по линейке. Поэтому рекомендуется обучать учащихся младших классов только одному приему – разметке прямоугольной полосы в одном направлении. Он выполняется следующим образом: сначала от верхнего, а затем от нижнего углов полосы бумаги откладывается вправо по линейке нужный размер, точки отметки соединяются по линейке.



Однако при этом следует варьировать упражнения и объекты работы, чтобы научить детей применять усвоенный прием в различных ситуациях. Например, давать учащимся размечать деталь на только в горизонтальном, но и в вертикальном положении.

Для выполнения складывания, резания, склеивания и т.д. нужны простейшие инструменты: ножницы, ножи, гладилки, линейки, кисти. Учащиеся должны овладеть правильными приемами работы ими, так как многие из них находят применение на занятиях с другими видами материалов, а также на уроках профессионального труда и математики.

Ножницы – сложный инструмент для данной категории учащихся младших классов, требующий хорошей координации движений обеих рук и высокого зрительного контроля. Обучая учащихся владению ножницами, учитель должен помнить, что точности и тщательности вырезывания можно добиться лишь в том случае, если учащиеся усвоят правильную хватку ножниц и приемы резания по прямой и кривой линиям. Поэтому следует постоянно следить, чтобы учащиеся брали ножницы правой рукой, средний и большой пальцы вставляли в кольца, указательным пальцем поддерживали нижнее кольцо, безымянный палец и мизинец прижимали к ладони. Если при резании они будут оттопыривать безымянный палец и мизинец, то ножницы будут рвать бумагу.

При выполнении прямого разреза надо держать лезвия ножниц по линии разметки, широко разводя их и не сводя до конца, так как режущая часть ножниц средняя. Сжимание рычагов ножниц при этом должно быть плавным м медленным с одновременным продвижением незакрытых лезвий вперед.

Тема урока. Изготовление по образцу наборной линейки из листа бумаги для рисования (I класс, первая четверть).

Задачи урока . Формировать умения выслушать и повторить за учителем, анализ образца, выполнить изделие по инст­рукции, чередующейся с показом. Продолжить знакомство с различными сортами бумаги. Повторить свойства бумаги, приемы складывания.

. Листы бумаги для рисования, гладилки, образец изделия, подкладные доски.

ХОД УРОКА

1. Организация учащихся.

2. Беседа о сортах бумаги по коллекции (газетная, писчая, бумага для рисования).

3. Повторение по вопросам учителя свойств бумаги (скла­дывается, рвется, мнется).

4. Сообщение темы урока.

5. Организация рабочего места. Учащиеся по инструкции учителя кладут перед собой на подкладную доску лист бумаги, справа – гладилку.

6. Ориентировка в задании. Учитель показывает образец, называет изделие и объясняет его назначение. Говорит детям, что наборная линейка сделана из листа бумаги для рисования, сложенного пополам. Внизу загнут кармашек для расстановки букв, картинок. Боковые края загнуты в другую сторону, что­бы кармашек не отгибался.

Затем учащиеся по вопросам учителя повторяют анализ.

7. Выполнение изделия по инструкции учителя, чередующей­ся с показом приемов работы. Порядок работы следующий: лист бумаги кладется на подкладную доску по длине, прямо; лист надо взять за нижние уголки и сгибать его вверх, верхние и нижние уголки и стороны листа должны точно совпасть; сгиб слегка приминается рукой от середины к краям, затем проглаживается гладилкой в том же порядке; снизу (вдоль сложенного листа) загибается полоска (кармашек) так, чтобы совпали при сгибании боковые стороны (учитель помогает де­тям определить ширину загибаемой полоски), сгиб проглажи­вается гладилкой; изделие кладется лицевой стороной на доску и загибаются боковые края, сгибы проглаживаются гладилкой. В готовый кармашек вставляются буквы разрезной азбуки или цифры (рис.). В процессе изготовления наборной линей­ки повторяются правила складывания бумаги.

8. Коллективная оценка готового изделия. По вопросам учи­теля дети рассказывают, что и как они делали, для какой цели загибали кармашек и боковые края. Учитель оценивает, хорошо (аккуратно, красиво) или плохо они выполнили работу.

Слабые учащиеся складывают линейку по намеченным сги­бам.

9. Подведение итогов.

Тема урока. Составление по образцу композиции из гео­метрических фигур (домик и елка) (I класс, третья четверть).

Задачи урока. Развивать умения ориентироваться в за­дании по вопросам учителя, выполнять изделие с планирова­нием ближайшей операции, отчитываться по вопросам учителя о ходе проделанной работы, ориентироваться в листе бумаги при выполнении аппликации.

Познакомить детей с правилами выполнения аппликации.

Оборудование и наглядные пособия . Образец из­делия, листы плотной белой бумаги, полосы зеленой и коричне­вой бумаги, ножницы, кисточки, клей, подкладные доски, тря­почки, коробки для обрезков.

Ход урока

1. Организация учащихся.

2. Сообщение темы урока.

3. Ориентировка в задании. Анализ образца проводится по вопросам учителя. Определяется тема аппликации, расположе­ние предметов на листе бумаги, геометрические фигуры, состав­ляющие елку и домик, их цвет и количество. Указываются ма­териалы и инструменты. Учащиеся с помощью учителя вспоми­нают способы заготовки прямоугольных деталей: обводка по шаблону и складывание из полосы бумаги.

4. Организация рабочего места. Учащиеся из конвертов достают все необходимое и с помощью учителя располагают материалы и инструменты на рабочем месте.

5. Выполнение аппликации. Вначале учащиеся изготавлива­ют геометрические фигуры. Особенность заготовки фигур состоит в том, что они не вырезаются по шаблону. Дети с по­мощью учителя вспоминают приемы складывания треугольни­ков и квадратов из полосы бумаги, затем заготавливают нуж­ное количество геометрических фигур.

Слабые учащиеся заготавливают детали только для одной фигуры (домика).

Потом учитель знакомит детей с основным правилом выполнения аппликации: сначала составляется композиция на листе, точно определяется место расположения деталей и последовательность их прикрепления (при этом необходимо ориентироваться на образец). Затем все детали снимаются, и учащиеся, планируя ближайшую операцию, приступают к наклеиванию

названной детали. В ходе работы учитель знакомит учеников с другими правилами. Например, детали, намазанные клеем, надо слегка прижимать к листу бумаги, а не притирать, чтобы не сдвинуть их с места. Необходимо следить, чтобы учащиеся правильно называли место прикрепления очередной детали (справа, наверху...) и располагали их в соответствии с образцом.

Слабые учащиеся ограничиваются построением домика (рис.).

6. Составление отчета по вопросам учителя. Дети должны ответить, какое изделие и из чего они сделали, в какой последовательности. Следует спрашивать у ребят названия только основных операций и указания мест прикрепления деталей.

7. Краткая оценка качества изделия с указанием его достоинств и недостатков. Дети с помощью учителя отмечают правильное расположение деталей на листе бумаги, чисто аккуратность изделия, степень совпадения с образцом.

8. Подведение итогов. Учитель отмечает поведение и старание детей, порядок на рабочем месте по окончании практической деятельности.

Тема урока . Изготовление ракеты из трех деталей (II класс, вторая четверть).

Задачи урока. Развивать умения проводить анализ образ­ца, составлять план работы и отчет о ней с частичной по­мощью учителя. Учить детей пользоваться предметной картой. Познакомить с приемами изготовления объемных елочных ук­рашений из трех частей. Повторить приемы симметричного вырезывания.

Оборудование и наглядные пособия . Образец из­делия, предметная карта, цветная бумага, нитки, шаблоны, ножницы, карандаши, клей, кисточки, подкладная доска.

Ход урока

1. Организация учащихся.

2. Сообщение темы урока.

3. Ориентировка в задании. Анализируя образец, ученики должны назвать изделие, его назначение, указать размер и ко­личество деталей и их особенности, инструменты, материалы и приспособления, необходимые для работы. В случае затруд­нений учащимся следует показать ту часть предметной карты, с помощью которой они могут дополнить свои ответы.

4. Организация рабочего места. Учащиеся самостоятельно раскладывают материалы, приспособления и инструменты. Учи­тель проверяет правильность их действий.

5. Составление предварительного плана работы с помощью предметной карты. Учитель расставляет таблицы предметной карты. Предлагает детям внимательно посмотреть их. На карте, помимо материалов, приспособлений, должны быть отражены основные этапы выполнения игрушки (рис.). Учащиеся, ориенти­руясь на карту, учатся составлять план работы, в котором ука­зывается порядок действий и операций. Прием симметричного вырезывания ученики вспоминают по вопросам.

6. Выполнение ракеты. В ходе работы учитель следит, что­бы соблюдалась последовательность изготовления поделки. С этой целью он время от времени привлекает внимание детей к карте. Очень важно не давать готовые ответы на вопросы учеников, а помогать им найти правильное решение с помощью карты. При изготовлении деталей ракеты учитель следит за соблюдением приемов симметричного вырезывания и эконом­ным расходованием материалов.

Слабые учащиеся выполняют ракету по заделу.

7. Отчет о проделанной работе. Необходимо добиваться, чтобы учащиеся при ответе точно придерживались порядка, в котором произведена работа. Помощь в этом окажет предмет­ная карта, которую не нужно убирать до конца урока.

8. Оценка качества готовой игрушки. Учащиеся оценивают достоинства и недостатки своей поделки путем сравнения с образцом или изделием товарища. При этом они отмечают точ­ность вырезывания (совпадение контуров всех трех частей), чистоту работы, своевременность вклеивания петли. Оценка изделия проводится с частичной помощью учителя.

9. Уборка рабочего места.

10. Подведение итогов.

Тема урока . Изготовление гирлянд с симметричными фи­гурами по образцу (II класс, вторая четверть).

Задачи урока. Учить детей ориентироваться в задании, планировать работу и отчитываться о ней, оценивать качество готовой поделки с частичной помощью учителя. Познакомить детей с приемами вырезывания гирлянд с симметричными фи­гурами. Закрепить умения ориентироваться в листе бумаги и пользоваться предметной картой.

Образцы гирлянд, предметная карта, полосы цветной и белой бумаги, карандаши, ножницы, шаблоны елки и гриба, подкладные доски.

Ход урока

1. Организация учащихся.

2. Сообщение темы урока, рассматривание образцов гир­лянд (елки, грибы, матрешки).

3. Ориентировка в задании. Анализируя гирлянду, дети называют фигурки гирлянд, определяют назначение изделия, материал, форму, количество и размер деталей. При этом учи­тель должен обратить внимание учеников на следующие осо­бенности фигурок, составляющих гирлянду: они все одинаковы и соединены между собой, стороны каждой фигурки симмет­ричны. Затем учащиеся вспоминают, какие еще изделия они делали, где встречались симметричные фигуры.

4. Составление плана работы. Учащиеся подобные изделие выполняют впервые. Поэтому организует коллективное составление плана по предметной карте. Он следит за тем, чтобы отвечающие точно указывали, во сколько раз складывается полоска бумаги, как располагается шаблон, где соединяются фигурки. Затем он объясняет, как образуется соединение фигурок. В ходе ответов учащиеся должны также назвать инст­рументы и приспособления.

5. Организация рабочего места. Учащиеся сами располага­ют все на рабочем месте, затем учитель организует взаимопро­верку.

6. Выполнение гирлянд. Учитель вначале сам вырезает гир­лянду, показывая правильную хватку заготовки рукой и способ вырезывания. Затем в ходе работы он помогает отдельным уча­щимся выполнить изделие. Периодически привлекается внима­ние учеников к предметной карте, с тем, чтобы они еще раз по­смотрели, как складывать бумагу, как прикладывать и обводить шаблон, как вырезать гирлянду, чтобы фигурки не распались (рис. 24). Если изделие получилось плохо, то можно повторить его выполнение по обведенному контуру или без него. Вторую гирлянду «грибы» сильные ученики могут самостоятельно вы­полнить, нарисовав половину контура гриба, не пользуясь шаб­лоном. Но при этом учитель рекомендует детям ориентировать­ся на образец, вывешенный на доске. Остальные учащиеся вырезают гирлянду «грибы» по шаблону с помощью учителя.

7. Оценка качества выполненных изделий. В выполненных изделиях учащиеся определяют симметричность фигур, точ­ность и аккуратность вырезывания. В гирляндах, вырезанных без шаблона, отмечается сходство с натуральным предметом (в данном случае сходство с грибом).

8. Подведение итогов.

Тема урока. Изготовление закладки из тонкого картона (II класс, третья четверть).

Задачи урока. Развивать умения самостоятельно ориен­тироваться в задании, составлять план работы над изделием,

отчитываться о сделанном, выполнять окантовку картона поло­сами бумаги. Повторить приемы разметки прямоугольной де­тали по линейке.

Оборудование и наглядные пособия . Образцы – несколько окантованных изделий, в том числе образец заклад­ки, таблица с образцами окантовочных материалов, рисунок закладки, полосы картона, полоски бумаги, линейки, каранда­ши, ножницы, клей, кисти, подкладные доски.

Ход урока

1. Организация учащихся.

2. Повторение. По вопросам учителя дети повторяют назна­чение окантовки в изделиях, рассматривают и называют мате­риалы, необходимые для нее, повторяют правила окантовки.

3. Сообщение темы урока.

4. Ориентировка в задании. Анализируя образец изделия, учащиеся должны самостоятельно указать назначение изделия, его форму, перечислить детали (прямоугольник из картона и окантовочные полосы), отметить особенность окантовки. Потом определить материалы, их цвет, длину готовой закладки. Если учащиеся самостоятельно не вспомнят, как надо измерить дли­ну закладки, то учитель должен помочь им. Затем учитель открывает заранее нарисованный на доске рисунок изделия с указанием на нем длины готовой закладки. Этот, рисунок в дальнейшем будет служить учащимся ориентиром при разметке полос.

5. Организация рабочего места.

6. Составление плана работы над изделием. Учитель пред­лагает детям рассмотреть заготовки и определить наложением или по линейке, что окантовочные полосы длиннее картонного прямоугольника. В плане должна быть указана, последователь­ность работы: отбор материалов и инструментов, разметка окантовочных полос, подготовка полос к наклеиванию (скла­дывание полосы вдоль пополам, намазывание ее клеем, оклеивание долевых сторон картона). Учитель может записать план на доске. После этого дети повторяют с помощью учителя порядок разметки.

7. Изготовление закладки. В ходе практической работы учи­тель может оказать частичную помощь отдельным учащимся. Желательно, чтобы дети больше работали самостоятельно. По окончании работы педагог предлагает учащимся из остатков бумаги сделать на закладке украшение, кто какое хочет (рис.).

8. Отчет о проделанной работе. В отчете, помимо заплани­рованных операций, ученики должны указать операции, необ­ходимые для украшения закладки.

9. Оценка качества изделий. Учащиеся отмечают точность разметки окантовочных полос, качество окантовки, красоту украшения, аккуратность выполнения всего изделия.

10. Подведение итогов.

Тема урока. Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки (III класс, третья четверть, 2 занятия).

Задачи урока. Развивать умения самостоятельно ориен­тироваться в задании, планировать последовательность работы, отчитываться о сделанном, ориентироваться в плоскости листа картона. Закрепить умения производить разметку прямоуголь­ной детали. Показать прием нанесения рицовки.

Оборудование и наглядные пособия. Образец из­делия, куски картона, линейки с фальцем, нож, краски, кисти, подкладные доски, куски картона для упражнений, ножницы.

Ход урока

1. Организация учащихся.

2. Повторение сведений о группах инструментов и их назна­чении, а также правил безопасной работы с режущими инстру­ментами.

3. Организация рабочего места.

4. Выполнение упражнений: ознакомительные упражнения по нанесению рицовки.

5. Сообщение темы, урока.

6. Ориентировка в задании. Учащиеся определяют назначе­ние изделия, его форму, размеры, особенности конструкции, количество начерченных клеток по длине и ширине, материал и инструменты.

7. Составление плана работы. Один из учащихся самостоя­тельно составляет план. Другие поправляют и дополняют его. Уточненные пункты плана записываются на доске.

8. Выполнение изделия. Дети выполняют самостоятельно разметку заготовки по длине, предварительно посмотрев рису­нок на доске. Учитель помогает отдельным учащимся разрезать картон ножницами. Затем ученики с помощью учителя разме­чают заготовку на клетки по шаблону (шаблоном служит по­лоса картона, отрезанная от заготовки), обратную сторону доски делят по линейке пополам. По линии разметки наносят рицовку. Инструктируя детей, учитель следит за правильной их ориенти­ровкой на листе картона. Раскраску клеток учащиеся произво­дят самостоятельно.

Слабым учащимся следует дать для работы размеченную доску и готовый шаблон. Работа выполняется ими с помощью учителя (рис.).

9. Отчет о проделанной работе.

10. Оценка качества готовых изделий в сравнении с об­разцом.

11. Подведение итогов.

Тема урока. Изготовление открытой коробки из тонкого картона (III класс, четвертая четверть, 2 занятия).

Задачи урока. Развивать умения самостоятельно ориен­тироваться в задании, планировать последовательность изготов­ления изделия, отчитываться о ходе работы, адекватно оцени­вать результаты труда. Закрепить умения наносить рицовку по линейке с фальцем. Показать способы разметки развертки ко­робки и склеивания ее с помощью клапанов.

Оборудование и наглядные пособия . Образец из­делия, предметная карта, куски картона размером равные раз­вертке коробки, ножи, линейки с фальцем, кисти, клей, шаб­лон, карандаши, ножницы.

Ход урока

1. Организация учащихся.

2. Организация рабочего места.

3. Повторение. По вопросам учителя дети повторяют свой­ства картона, правильную хватку инструментов и приемы нане­сения рицовки, правила безопасной работы с режущими инстру­ментами.

4. Сообщение темы урока.

5. Ориентировка в задании. Учащиеся рассматривают обра­зец коробки. Учитель должен привлечь внимание детей к осо­бенностям соединения стенок коробки с помощью клапанов.

6. Составление плана работы, ориентируясь по предметной карте. Карта должна отражать основные операции: разметку по шаблону, нанесение рицовки, надрез квадратов (клапанов) по долевой стороне развертки, складывание коробки, приклеи­вание клапанов.

7. Выполнение коробки. Вначале по шаблону размечают линии сгибов и надрезов (ширина шаблона должна соответст­вовать высоте стенки коробочки). Размеченный картон слегка надрезается по линии сгибов и разрезов, разрез квадратов про­изводится по долевым сторонам развертки, тогда при склеива­нии клапаны соединяются с длинными сторонами коробки; так изделие будет прочнее. Коробка складывается в противопо­ложные надрезам стороны; надрезанные клапаны намазыва­ются декстриновым клеем или клейстером и приклеиваются с внутренней стороны стенок; склеенные части прижимаются гру­зом. При изготовлении коробки внимание учащихся по мере необходимости привлекается к предметной карте, дети учатся находить в ней помощь при затруднениях. Прием скрепления стенок коробки с помощью клапанов учитель показывает детям и помогает правильно его выполнить (рис.)

Слабые учащиеся складывают коробку по готовым рицовкам.

8. Отчет о проделан­ной работе. Учащиеся са­мостоятельно отчитыва­ются о проделанной ра­боте. Учитель следит за полнотой ответа, за со­блюдением последова­тельности изложения, пра­вильным называнием опе­раций, инструментов, ука­занием пространственных признаков предмета и мест соединения деталей.

9. Оценка качества го­товых изделий. Учащиеся отмечают ровность нане­сения рицовки и надрезов, правильность приклеивания клапанов, соблюдение одинако­вой высоты всех стенок, чистоту и аккуратность работы.

Наталья Богданова
Нетрадиционные техники работы с бумагой (консультация для воспитателей …)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ РАБОТЫ С БУМАГОЙ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из бумаги , природного и бросового материала. Техника работы с бумагой может быть различной : обрывная и вырезная, объемная аппликации, мозаика, поделки в стиле оригами, создание различных объемов с использованием техники бумаго-пластики , бумагокручения , торцевание на пластилине.

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности. Какие же методы и можно использовать для развития творческой деятельности детей?

Аппликация – это один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой . Эта техника , основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для занятий с детьми дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть, основана на активном взаимодействии с различными предметами. Техника работы с бумагой может быть различной : обрывная и вырезная аппликация, техника мозаики , поделки в технике «оригами» , создание различных объёмов, используя технику «бумагопластики » , бумагокручения . В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получится. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиться положительного результата.

Оригами – японское искусство складывания бумаги . Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведение досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движениями пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Японцы считают, что искусство ОРИГАМИ несет душевное успокоение и и физическое оздоровление. Оно очень полезно для творческого и духовного развития детей.

Оригами похоже на фокус - из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка! Оригами не требует больших материальных затрат, занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть! Не требуется особых способностей и получается у всех! С помощью оригами легко делать необычные и оригинальные подарки и украшать помещения.

Возраст : от 4 лет

Бумагокручение (квилинг) - основана на умении скручивать полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции. В процессе занятий бумагокручением можно использовать двухстороннюю бумагу для оригами или цветную для принтера, а также разноцветные салфетки.

Занятия в процессе использования нетрадиционных техник работы с бумагой :

Повышают сенсорную чувствительность, т. е. формируют более тонкое восприятие формы , фактуры, цвета, объема;

Развивают воображение, пространственное мышление;

Развивают общую ручную умелость, мелкую моторику, синх-ронизируют работу обеих рук :

Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

Вносят при необходимости коррективы в первоначальный замысел.

Но самое важное и ценное заключается в том, что бумагокручение , наряду с другими видами изобразительного искусства, развивает ребенка эстетически. Дети учатся видеть, чувствовать, оценивать и творить по законам красоты. Ребенок, владеющий различными способами преоб-разования материалов, может в своей деятельности осознанно выбрать тип материала и способ его преобразования в зависимости от специфики задуманной поделки и в соответствии с ее назначением, комбинировать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требований к результату работы .

Норигами -это уникальная авторская техника форматного бумажного конструирования , которая даёт возможность сделать из бумаги , что угодно. Задумывайте - и будет сделано. Хотите - сами учитесь придумывать поделки, хотите - учитесь их делать вслед за мастером. Никакой другой технике бумажного конструирования не сделать так быстро, просто и узнаваемо хоть Карлсона, хоть Китайского дракона, танк или подводную лодку, зебру или слона, жирафа, лошадь, кошку, принцессу, замок.

Норигами - родственник оригами : тоже без выкроек, тоже по схемам, тоже из стандартных листов простыми складываниями. Но отличие - в резании и клеении. Потому что нори - это по-японски "клей" - и складываем, и режем, и клеим. Дети очень любят работать с бумагой - она доступна как материал и проста в обращении. Работая с бумагой ребенок овладевает различными приемами и способами - сгибание листа, склеивание, надрезание. Простые манипуляции, доступные каждому, а результат- уникальная творческая поделка, которую дети забирают с собой. Такая необычная игрушка, сделанная своими руками станет прекрасным украшением для дома. Мальчишки с удовольствием конструируют из бумаги свои любимые машины , танки и самолеты и даже динозавров. Девочки -принцесс, забавных зверушек. Возраст детей от 5-ти лет до бесконечности.

Киригами

Возраст : от 6 лет

Это искусство складывания фигурок из бумаги . В известном смысле киригами - это разновидность техники оригами , но, в отличие от последней, в киригами допустимо использование ножниц и клея.

Само название техники говорит об этом : оно происходит от двух японских слов :киру - резать и ками - бумага .

Основой поделок в технике киригами является лист бумаги . Как правило, создание поделки начинается со складывания листа бумаги вдвое и вырезания различных фигур. Фигуры могут вырезаться как симметрично :

так и асимметрично :

В технике киригами делают красивые объемные открытки-раскладушки (по-английски их называют pop-up,

а также целые архитектурные сооружения из бумаги .

Объемная аппликация из цветной или белой бумаги :

Возраст : от 5 лет

Средства выразительности : силуэт, фактура, цвет, объем.

Оборудование : двухсторонняя цветная и плотная белая бумага , клей ПВА.

Способ получения изображения : ребенок отрывает кусочки цветной бумаги , сминает их или скручивает, после чего приклеивает на лист плотной бумаги . Работу необходимо выполнять на большом листе бумаги .

Объемная аппликация из бумажных салфеток , раскрашенных гуашью

Возраст : от 4 лет.

Средства выразительности : пятно, фактура, цвет, объем, композиция.

Оборудование : белые салфетки, спонжи, плотная цветная бумага , клей ПВА, гуашь.

Способ получения изображения : ребенок скручивает кусочки белых салфеток в небольшие жгутики, после чего приклеивает их на лист плотной бумаги . Процедура скручивания повторяется, пока свернутыми жгутиками незаполнится пространство изображаемого объекта. Теперь можно взять гуашь и раскрасить приклеенные салфетки.

Торцевание один из видов бумажного рукоделия . Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна , интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

Также в аппликации можно использовать и другие материалы : солому, бересту, мех, тополиный пух, бумагу , пластилин. Например, аппликацию можно сделать и на картонке, замазанной слоем пластилина. А потом на пластилин вдавливать самые разнообразные формы из разной крупы : гороха, фасоли, риса, вермишели и др. Можно на замазанный пластилина или клейстером лист насыпать воронкой песок, подкрашенную манку, гречку и др. В аппликации можно также использовать ткань, яичную скорлупу, обрезки кожи, вату и многое другое, все, на что у вас хвати фантазии.

Изготовление игрушек, разных поделок из природного и бросового материала – труд кропотливый, интересный и очень приятный. Попробуйте, и вы не пожалеете!