Камнерезные художественные изделия. Камнерезные изделия. Архангельские художественные изделия из камня

Введение

Природа -- великий художник. Она создает неповторимые по своей красоте камни. Разнообразна их палитра -- все цвета радуги, все краски солнечного серебра представлены здесь. Человек только открывает эту изумительную красоту, стремится приблизиться к ней. И неудивительно, что коллекционирование камней давно стало страстным увлечением многих людей.

Резьба по камню -- один из самых старых народных художественных промыслов.

Камнерезное искусство в России было развито уже в IX -- XII веках. Наибольшего же расцвета оно достигло в конце XVII века. Основным центром производства камнерезных изделий становится Урал.

Целью данного реферата является дать наиболее в общем смысле представления о камнерезном искусстве в целом и ближе познакомить поистине уникальным искусством камнерезного дела Республики Тыва.

Задачами данного реферата является раскрытие общих сведений о камнерезных изделиях, технологии обработки камня, разнообразия камней, требования к качеству изделий, камнерезного дела Тывы, о волшебном камне агальматолите, сюжета и тематику тувинского камнерезного дела, знакомство мастерами тувинского камнерезного искусства.

Общие сведения о камнерезных изделиях

Камнерезные художественные изделия -- изделия из поделочного камня, предназначенные для украшения жилого и общественного интерьера. (Изделия из драгоценных камней относятся к группе ювелирных изделий.) Подразделяются на декоративные изделия, служащие только для целей украшения, и на утилитарно-декоративные, которые наряду с декоративными имеют и служебное назначение, являются бытовыми предметами. К декоративным относятся вазы, панно из камня, настольная скульптура; к утилитарно-декоративным: письменные приборы, бокалы для карандашей, пепельницы, туалетные вазочки, шкатулки различного назначения, настольные лампы, торшеры и т. п. В общественном интерьере камнерезные художественные изделия выставляются на специальных подставках -- консолях или в застекленных витринах и стендах. В бытовой обстановке применяются в качестве настольных украшений и декоративных предметов, дополняющих убранство письменного стола, туалетного столика, застекленной полки книжного шкафа или полки для книг.

Поделочные камни, служащие для изготовления камнерезных художественных изделий, подразделяются на твердые, средней твердости (полутвердые) и мягкие. Изделия из твердого и полутвердого камня отличаются от изделий из мягкого камня не только большей твердостью и прочностью, но и технологией обработки, характером оформления, ассортиментом. По шкале твердости (см. Абразивные материалы) твердые поделочные камни имеют твердость от 5,5 до 7, поверхность их нельзя поцарапать ножом. Камни средней твердости имеют твердость 3,5--4 и легко царапаются ножом. Мягкие камни имеют твердость 1,5--2,5, легко царапаются ногтем и режутся ножом. К группе твердых поделочных камней относятся: орлец (родонит), яшма, халцедон (агат), малахит, нефрит, лазурит, жадеит, амазонский камень, кварцит, белоречит. К группе камней средней твердости относятся мрамор, порфир, оникс, мраморовидные известняки. Особенно широкое применение в изготовлении камнерезных художественных изделий имеет мрамор. К группе мягких камней относятся гипсовый камень, селенит, серпентин, кальцит, тальк, янтарь.

Изготовление камнерезных художественных изделий из твердого и полутвердого камня известно со времен глубокой древности. В древнем Китае и древней Индии особенно ценился нефрит, считавшийся вечным и священным камнем, из него изготовлялась мелкая скульптура, туалетные принадлежности: вазочки, чашечки, шкатулки, печати, перстни, браслеты, оправы для вееров и т. д. И древнем Египте, Месопотамии. Персии родилось искусство глиптики, искусство изготовления гемм -- резных выпуклых (камней) и углубленных (инталио) рельефов из агата и других твердых камней. Позднее это искусство перешло в Грецию, а затем в средние века и в новое время было возрождено и во Франции. Славную страницу в историю камнерезного искусства вписали русские мастера-камнерезы XVIII -- XIX веков. Ими изготовлялись декоративные вазы из цветного камня разных пород (орлеца, белоречита, малахита, лазурита и яшмы), начиная от колоссальных ваз и чаш диаметром 3 м и кончая миниатюрными туалетными вазочками и чашечками с почти прозрачными стенками. Эти изделия в прежние времена служили украшением дворцов и особняков знати, а в наши дни хранятся в крупнейших музеях. Создание подобных каменных ваз было сопряжено с огромной затратой труда, поскольку приходилось оббивать, отшлифовывать и резать твердый камень почти целиком вручную. В наши дни камень обрабатывается механическим путем на государственных камнеобрабатывающих заводах.

Камнерезные художественные изделия — изделия из поделочного камня, предназначенные для украшения жилого и общественного интерьера. (Изделия из драгоценных камней относятся к группе ювелирных изделий). Подразделяются на декоративные изделия, служащие только для целей украшения, и на утилитарно-декоративные, которые наряду с декоративным имеют и служебное назначение, являются бытовыми предметами.

К декоративным относятся вазы, панно из камня, настольная скульптура; к утилитарно-декоративным: письменные приборы, бокалы для карандашей, пепельницы, туалетные вазочки, шкатулки различного назначения, настольные лампы, торшеры и т. п. В общественном интерьере камнерезные художественные изделия выставляются на специальных подставках — консолях или в застеклённых витринах и стендах. В бытовой обстановке применяются в качестве настольных украшений и декоративных предметов, дополняющих убранство письменного стола, туалетного столика, застеклённой полки книжного шкафа или полки для книг. Поделочные камни, служащие для изготовления камнерезных художественных изделий, подразделяются па твёрдые, средней твёрдости (полутвёрдые) и мягкие.

Изделия из твёрдого и полутвёрдого камня отличаются от изделий из мягкого камня не только большей твёрдостью и прочностью, но и технологией обработки, характером оформления, ассортиментом. По шкале твёрдости твёрдые поделочные камни имеют твердости от 5,5 до 7, поверхность их нельзя поцарапать ножом. Камни средней твёрдости имеют твердость 3,5—4 и легко царапаются ножом. Мягкие камни имеют твёрдость 1,5—2,5, легко царапаются ногтем и режутся ножом.

К группе твёрдых поделочных камней относятся: орлец (родонит), яшмы, халцедон (агат), малахит, нефрит, лазурит, жадеит, амазонский камень, кварцит, белоречит.

К группе камней средней твёрдости относятся мрамор, порфир, оникс, мраморовидные известняки. Особенно широкое применение в изготовлении камнерезных художественных изделий имеет мрамор.

К группе мягких камней относятся гипсовый камень, селенит, серпентин, кальцит, тальк, янтарь.

Изготовление камнерезных художественных изделий из твёрдого и полутвёрдого камня известно со времен глубокой древности. В древнем Китае и древней Индии особенно ценился нефрит, считавшийся вечным и священным камнем, из него изготовлялась мелкая скульптура, туалетные принадлежности: вазочки, чашечки, шкатулки, печати, перстни, браслеты, оправы для вееров и т. п. В древнем Египте, Мессопотамии, Персии родилось искусство глиптики, искусство изготовления геммрезных выпуклых (камей ) и углублённых (инталио ) рельефов из агата и других твёрдых камней. Позднее это искусство перешло в Грецию, а затем в средние века и в новое время было возрождено в Италии и во Франции. Славную страницу в историю камнерезного искусства вписали русские мастера-камнерезы XVIII—XIX веков. Ими изготовлялись декоративные вазы из цветного камня разных пород (орлеца, белоречита, малахита, лазурита и яшмы), начиная от колоссальных ваз и чаш диаметром до 3 м и кончая миниатюрными туалетными вазочками и чашечками с почти прозрачными стенками. Создание подобных каменных ваз было сопряжено с огромной затратой труда, поскольку приходилось оббивать, отшлифовывать и резать твёрдый камень почти целиком вручную. В СССР твёрдый камень обрабатывался механическим путём на государственных камнеобрабатывающих заводах.

Технология обработки твёрдого камня состоит из следующих этапов: сортировка сырья, распиловка, сверловка (ощипка), подбивка, шлифовка. полировка. Камень сортируется по окраске и рисунку; существенными показателями качества, на которые обращают внимание при сортировке, являются однородность и отсутствие трещин. Распиловка твёрдого камня производится на механических дисковых пилах или на алмазном резном станке, где между обрабатываемым камнем и рабочей поверхностью пилы из мягкого железа помещается алмаз, которым натравливается железная пила. Сверловка, резание и разнообразная механическая обработка твёрдого камня производятся на сверлильных и фрезерных станках стальными и медными фрезами. Подгонка требуемой формы (подбивка) производится на подбивочном станке с вращающимся карборундовым кругом. Шлифовка и полировка осуществляется на шлифовально-полировальных станках; в качестве стачивающего и шлифующего материала применяются наждак и карборунд, в качестве полировального материала — крокус, танердэ, трепел. Изделия из твёрдого и полутвердого камня чаще всего бывают очень несложными по форме, потому что ровная, гладкая, дополнительно ничем не украшенная поверхность хорошо отполированного изделия из твердого камня сама по себе производит большое художественное впечатление. При полировке отчетливо выявляется природный узор камня, явственно проступают тонкие цветовые переходы, становятся видны тёмные и светлые прожилки и кристаллические включения, образующие все вместе причудливые, никогда не повторяющиеся фантастические узоры.

Обычными широко распространенными изделиями из твёрдого камня являются всякого рода шкатулки, ларцы, коробочки, вазы, чернильные приборы, полуфабрикат для ювелирной промышленности. Большие подарочные ларцы (изготовляемые сериями по нескольку штук) обычно оправляют в серебро, а ларцы и шкатулки средних и мелких размеров обрамляют тонкими поясками из позолоченной бронзы. В советствкий период шкатулки и ларцы выпускал Ленинградский завод № 2 треста «Русские самоцветы» и Свердловский завод № 10. На заводе № 10 изготовлялись ларцы из всемирно знаменитой тёмно-красной, так называемой сургучной, и пёстрой «ситцевой» яшм Орского месторождения (Урал). Круглые (цилиндрические) туалетные коробочки диаметром от 50 до 95 мм делали из яшмы разных сортов и расцветок, чаще всего из калканской. Маленькие коробочки часто украшали только тонким металлическим пояском, проходящим по линии соединения верхней и нижней частей коробочки. Коробочки большего размера часто имели на крышке рельефные украшения в виде кисти ягод: смородины, малины, ежевики или клубники.

Среди уральских мастеров-камнерезов еще с прошлого столетия живёт, передаваясь от дедов внукам, мастерство виртуозной имитации спелых, сочных, точно сейчас только сорванных ягод и свежих ярко-зелёных листьев, путём подбора подходящих по цвету и оттенку кусочков цветного камня. Чёрную смородину обычно делают из агата, клубнику — из сургучной яшмы, листья — из малахита или змеевика, корешки — из тёмно-розового орлеца и т. д. Это тонкая, кропотливая работа, требующая большого терпения и вкуса.

Настольные вазы из твёрдого камня бывают с подставками и без подставок высотой до 25 см . Ленинградский з-д № 2 треста «Русские самоцветы» выпускал настольные вазы из тёмной серо-зелёной калканской яшмы с филигранными обрамлениями и штампованными металлическими накладками. Накладки часто украшались изображением видов архитектурных и скульптурных памятников Ленинграда. Такие вазы приобретались в качестве сувениров. Небольшие чашечки, которые могли служить туалетными вазочками на дамском туалетном столике, делались также из калканской яшмы и из светлого полупрозрачного кварцита.

Камнерезные художественные изделия

Различные письменные приборы, начиная от огромных уникальных приборов выставочного и подарочного характера, выполняемых в одном экземпляре, и кончая изящными небольшими приборами с одной чернильницей, укреплённой на овальном поддоне изготовляли заводы треста «Русские самоцветы». Приборы украшались металлическими обрамлениями, рельефными накладками и др. Выпускались также специальные письменные приборы для авторучек, состоящие из небольшой каменной пластины произвольных очертаний с подставкой-держалкой для авторучки посередине. Полуфабрикат для ювелирной промышленности — бусины, бляшки, пластинки, служащие для изготовления брошей, заколок, пудрениц, портсигаров, обложек для блокнотов и записных книжек изготовляли главным образом на Колыванском заводе (на Алтае). Некоторые виды камнерезных художественных изделий из твёрдого камня украшались мозаикой или инкрустацией по камню. Мозаика бывала двух видов: флорентийская и русская. Техника так называемой флорентийской мозаики состоит в том, что кусочки цветного камня подбираются по рисунку художника, склеиваются и скрепляются на цементной подкладке, составляя вместе яркую красочную картину. Флорентийская мозаика издавна применялась для изготовления верхних досок столов — столешниц. Такая мозаика применялась при изготовлении больших декоративных настенных панно или карт. Техника русской мозаики, изобретённая русскими мастерами, заключается в том, что изделие изготовляется из сравнительно недорогого мягкого камня (например, мрамора) и затем оклеивается поверх тонкими пластинками редкого и дорогого камня (малахита или лазурита). Пластинки подбираются одна к другой так, чтобы природный узор камня не был нарушен. При этом создается впечатление, что изделие является монолитным, выточенным из целого куска. В наше время при изготовлении крупных ларцов и шкатулок часто применяется способ оклейки металлического каркаса изделия тонкими пластинками каменной фанеры. Готовый ларец производит впечатление целиком выточенного из орлеца или лазурита.

Традиционным видом камнерезных художественных изделий из уральских твёрдых камней является горка из самоцветов. Она представляет собой декоративное сооружение в виде миниатюрной горки, в которой представлены самые разнообразные виды драгоценных и поделочных камней, встречающихся в природе. Эти камни собраны как своеобразная коллекция. Они представлены в необработанном, отшлифованном или ограненном виде. Некоторые камни даются отдельными кристаллами, другие сростками кристаллов и друзами. Горка в некоторой мере имитирует природные условия залегания камней. Набор образцов крепится на цементном основании. Наиболее распространённые размеры горки 15—40 см в высоту. Горки самоцветов предназначаются для музеев, выставок, школьных минералогических кабинетов, а также служат украшением письменных столов. Горки показывают многообразие и богатство месторождений цветного камня в СССР и отражают искусство композиции камнерезов.

Массовое изготовление камнерезных художественных изделий из мягкого камня в России началось в 80-х гг. XIX века. Декоративные вещи из мягкого камня занимают значительное место. Обработка мягкого камня очень проста. Он легко распиливается поперечной или циркульной пилой, а вырезка художественных изделий осуществляется вручную при помощи стамесок, рашпилей и других несложных инструментов. Красочный и легко поддающийся обработке мягкий камень более всего пригоден для изготовления скульптуры малых форм и мелких бытовых, преимущественно настольных предметов: пепельниц, пудрениц, солонок, вазочек, коробочек и т. п. Небольшие изделия чаше всего целиком вырезаются на токарном станке, а затем дополнительно украшаются вручную орнаментальной порезкой. Скульптура вырезается вручную после предварительной обточки камня на токарном станке. Готовые изделия шлифуются и полируются при помощи высушенных и специально обработанных стеблей хвоща. Художественная убедительность, красота каменных скульптур зависит от удачного подбора наиболее подходящего по текстуре и расцветке камня. Из селенита, с его слоистым строением, шелковистой фактурой и как бы светящейся медово-жёлтой золотистой просвечивающей поверхностью получаются очень красивые изящные золотые рыбки; хорошо выглядят селенитовые лисята и белочки. Серовато-коричневый кальцит с неясновыраженными тёмными полосами служит для воспроизведения медведей, собак, воробьев. Неожиданная и разнообразная окраска гипсового камня различных месторождений, варьирующаяся от самой нежной — чисто-белой, желтовато белой, розоватой с тончайшими золотистыми или голубоватыми прожилками до тёмно-серой, пятнистой, почти чёрной, а иногда зеленоватой или голубоватой, делает возможным создание настольных скульптур на самые различные сюжеты. Выразительность и декоративность камнерезной скульптуры обусловливается чёткостью и выразительностью силуэта. В настольной скульптуре должно быть соблюдено основное условие декоративности: силуэт животного, птицы или человека должен быть ясным, чётким и хорошо смотреться на расстоянии. Каменные скульптуры с человеческими фигурами выполняются только из однотонного светлого камня без пятен и прожилок. Шкатулки и коробочки из мягкого камня обычно украшаются орнаментальной порезкой, рельефом или ажуром на крышке и на боковых поверхностях. Поскольку свет проникает в толщу мягкого камня на значительную глубину, рельеф должен быть тем резче и орнаментальная порезка тем глубже, чем прозрачнее поверхность камня. С наибольшей полнотой текстура и природная красота мягкого камня выявляются в изделиях на токарной основе; вазочка или чашечка выглядят тем привлекательнее и декоративнее, чем красивее по структуре и расцветке сам камень, из которого они выточены. В некоторых камнерезных художественных изделиях сочетают камень разного сорта, цвета и текстуры. Этот приём повышает декоративность изделия. Так, например, прозрачная золотая рыбка из селенита удачно украшает крышку пудреницы из светлого гипсового камня. Традиционное для камнерезного искусства сочетание камня с металлом широко применяется и в мягком камне. Декоративные бытовые изделия из гипсового камня, кальцита и селенита (туалетные коробочки, туалетные приборы, вазочки, украшенные простыми гладкими металлическими поясками из латуни или оксидированного и анодированного алюминия) имеют очень скромный и строгий вид и по своему характеру очень близки к стилю оформления массовой мебели с её простыми формами и отполированными поверхностями и к недорогим драпировочным и обивочным тканям. Большой популярностью пользуются изделия из янтаря: миниатюрные скульптурки, изображающие животных и птиц, мундштуки, броши, запонки, бусы и др. Широко известны лампы-ночники из мягкого камня. Они делаются . Ночники изготовляются из целого куска камня, из которого выбирается (выдалбливается или вырезывается) колпак; остается тонкий слой камня, просвечивающий при зажигании лампы в нём, при этом выявляются текстура камня, места различной плотности, включения, благодаря чему создаются фантастические полные изящества узоры.

Камнерезные художественные изделия считаются полноценными лишь при условии отсутствия на их поверхностях каких бы то ни было трещин или плохо отполированных участков. Изделие должно быть правильным и красивым по своим формам и пропорциям и отполировано до зеркального блеска.

Нежная отполированная поверхность камнерезного изделия, выполненного как из мягкого, так и из твёрдого камня, могла быть легко потёрта и поцарапана при транспортировании. Поэтому камнерезные художественные изделия рекомендовалось перевозить в специальной упаковке: в коробках, выстланных ватой, или завёрнутыми в мягкую бумагу и уложенными в ящики, устланные и набитые соломой. Это предохраняло хрупкие изделия из мягкого камня также и от раскалывания в пути. Изделия из мягкого камня выпускались как заводами государственной промышленности, так и артелями промышленной кооперации (на Урале, в Казахстане и на Украине). Завод в Пермской области (а с 9 марта 1940 по 2 октября 1957 гг. Молотовской области) и камнерезные артели Урала выпускали главным образом всевозможные токарные изделия: письменные приборы на токарной основе и анималистическую скульптуру. Артель «Борнуковская пещера» Арзамасской области выпускала настольную скульптуру, изображающую животных и птиц, и письменные приборы, украшенные такими скульптурами. Калининградский завод выпускал изделия из янтаря.

В Советском Союзе над изготовлением камнерезных художественных изделий трудилось немало известных мастеров. В области изготовления изделий из твёрдого камня широко известны имена Д. С. Кубина, специалиста по горкам из уральских самоцветов, Н. Татаурова, А. Оберрюхтина. В области резьбы по мягкому камню известны уральские мастера-художники Ф. Габов, М. Лисунов, Е. Львова; из «Борнуковской пещеры» — Ф. Рубцов, П. Курышев и др.

Художественные изделия с резьбой по камню классифицируют по:

  • их назначению - утилитарные изделия (предметы туалета, принадлежности для курения), декоративные и сувениры,
  • используемому материалу - изделия из твердых, средней твердости и мягких камней,
  • способу резьбы по камню - с объемной резьбой и с гравировкой,
  • и по тематике - изделия, отображающие труд и быт людей, животный мир, памятники старины и т. д.

В России также различают изделия уральских, алтайских, нижегородских, архангельских, краснодарских, иркутских, красноярских мастеров, и камнерезное искусство других регионов.

В интернет-магазинах продаются изделия разных регионов и из разных камней - можно встретить как классические изделия (бусы из круглых камней и т.п.), так и современные авторские украшения из самоцветов, в которых даже не очень дорогие камни полностью раскрывают свою красоту - такие украшения по-настоящему прекрасны.

Уральские изделия из камня

Камнерезное искусство на Урале развилось с первой половины 18 века. Вторая половина 18 – начало 19 века известны усиленным дворцовым строительством, когда камень стал нужен как никогда раньше. Мастера Екатеринбургской гранильной фабрики, основанной в 1726 году, выполняют по государственному заказу из малахита, яшмы, лазурита и других пород твердого камня самые разнообразные изделия для украшения фасадов и внутренних помещений дворцов, вазы различных форм, размеров, расцветок, чаши, пресс-папье, торшеры с накладками из драгоценных и полудрагоценных камней, и другие изделия.

Начало декоративной обработки мягких пород камня на Урале относится к середине 19 века. Недалеку от реки Ирень были открыты залежи белого гипсового камня и селенита . Благодаря декоративным свойствам и мягкости гипсовый поделочный камень стал основным материалом для художественных поделок - знаменитые фигурки слоников из селенита уже тогда пользовались большим спросом.

Мастера вручную вытачивали несложные изделия: рамки для фотографий, пепельницы, лоточки в виде башмачка и другие небольшие изделия.

Во второй половине 19 века происходит сокращение камнерезного производства, потому что в связи с отменой крепостного права предприятия лишились даровой рабочей силы. Некоторые крупные камнерезные предприятия закрылись. Изготовлегие художественных изделий с резьбой по камню продолжали небольшие частные кустарные промыслы и мастера-одиночки.

С возрождением промыслов в камнерезном производстве произошло разделение труда: добычей и обработкой твердого камня стала в основном заниматься государственная промышленность для нужд строительства и т.п., а мягкого камня – предприятия художественных промыслов.

Одним из лучших предприятий, выпускающих художественные камнерезные изделия, является фабрика "Русские самоцветы" Екатеринбурга. Камнерезы используют селенит, белый ангидрит, цветной камень . Техника изготовления заключается в токарной обработке, рельефной резьбе и гравировании.

Изделия отличаются обобщенностью и условностью форм и тонким умением использовать определенную технику для выявления природных свойств и расцветки камней, настоящим художественный чутьём. Например, декорирование поверхности камня в изделиях небольшими порезками создает игру светотени.

В тематике преобладают изображения животных, рыб, фигур людей. Многие изделия сделаны по сказочным мотивам и преданиям.

Сегодня даже в современных изделиях сказываются старинные формы и орнаменты, которые получают новое звучание.

На некоторых предприятиях художественных изделий производят камнерезные работы из гипсового камня, кварцита и талькохлорита , максимально используя фактуру и окраску камня, применяя неглубокую орнаментальную порезку. Часто для отделки камня (в статуэтках и других изделиях) используют металл. Отделка из металла очень красиво оттеняет гладкую полированную поверхность пёстрого по рисунку цветного камня.


Работа уральских камнерезов - каменные ягоды.

Для некоторых изделий (особенно это касается украшений и каменной мозаики) сочетают в одном изделии различные камни.

Материалом обычно служат камни твёрдых пород – орлец и яшма различных расцветок. Из этих и других камней делают вазы, шкатулки, ювелирные украшения из серебра с вставками из уральских поделочных камней.

Ювелирно-гранильные предприятия изготовляют из различных драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней (бриллиантов, изумрудов, сапфиров, аметистов, аквамаринов, бирюзы, малахита, лазурита, яшмы, нефрита и других), из синтетических камней с золотом и серебром делают ювелирные украшения: броши, кольца, медальоны, браслеты, бусы... Эти украшения продаются как в магазинчиках при фабриках, так и в разных интернет-магазинах.

Некоторые из украшений изготовлены комбинацией металла с камнем. Например, ажурные металлические звенья браслета чередуются со вставками камня: в брошах – лента с зернью или накладной филигранью и вставками из цветного камня. Отличительной особенностью изделий является строгость и простота геометризованных форм и ритмическое повторение орнамента филигранного рисунка.

Художественные изделия из камня Алтайского края

Производство художественных изделий из камня в Алтайском крае возникло в конце 18 века. В 1786 году была основана первая шлифовальная фабрика – мельница для резки и обработки камня.

Колывановская императорская шлифовальная фабрика была открыта чуть позднее, в начале 19 века. Она выпускала чаши огромных размеров, парадные блюда, столешницы и другие изделия для царских цворцов. Изготовлялись заготовки для Петергофской гранильной фабрики.

Производство же мелких изделий декоративного характера и утилитарных вещей относится к концу 19 – началу 20 века.

Сейчас используют:

  • твердые камни: серый и белый гранит, ревневскую зеленоволокнитую и сургутную яшму, нефрит ,
  • камни средней твердости – серо-фиолетовые порфиры, воскресенский, ороктайский мрамор, желто-розовый кварц ,
  • а также мягкие камни, например белорецкие кварциты и т.д.

На фабрике делают различные украшения, вставки в ювелирные изделия, шкатулки, вазочки, памятные медали и самые разные каменные сувениры. Многие изделия богато орнаментированы.

Одна из современных фабрик - ООО Камнерезы Алтая.

Архангельские художественные изделия из камня

Архангельский завод камнерезных изделий был основан сравнительно недавно, в 1952 году. Материалом служат местные породы твердого и мягкого камня. Из твердых поделочных камней архангельские мастера применяют агат различных оттенков, из мягких – белый ангидрит, талькохлорит темно-зеленых оттенков, а также различных цветов и оттенков светлый гипс .

Мастера также обрабатывают серпентин , своеобразно используя эффекты черно-зеленой полированной и светлой шероховатой поверхности камня. Техника изготовления состоит в токарной обработке, объемной и рельефной резьбе, гравировке камня.

Для архангельских изделий характерна в основном северная тематика: ненцы, их труд и быт, а также северные исторические памятники (Соловецкий монастырь и другие).

Изделия нижегородских камнерезов
и мастеров других регионов России

Нижегородские мастера вырабатывают изделия в основном изселенита, кальцита, гипсового камня , применяя токарную обработку, объемую и рельефную резьбу, гравировку.

Здесь мы видим бытовые предметы, фигурки животных, декоративные изделия, подарочные каменные изделия и т.п. Многие мастера используют гипсовый камень от бело-розового до темно-бурого цвета, кальцит от светло-желтого до темно-коричневых тонов, серозеленый талькохлорит .

Резьбой по камню интересуются школьники. Раньше секреты профессии передавались от отца к сыну. Работа почти ювелирная. Фигурку может испортить даже излишний профессионализм.

На юге России мастера изготовляют различные изделия из твердых пород местного камня, таких как орлец, кавказский агат .

Заметное место в работе мастеров занимают декоративные вазы из белого и розового камня самых разнообразных форм.

Камнерезные художественные изделия - изделия из поделочного камня, предназначенные для украшения жилого и общественного интерьера. (Изделия из драгоценных камней относятся к группе ювелирных изделий.) Подразделяются на декоративные изделия, служащие только для целей украшения, и на утилитарно-декоративные, которые наряду с декоративными имеют и служебное назначение, являются бытовыми предметами. К декоративным относятся вазы, панно из камня, настольная скульптура; к утилитарно-декоративным: письменные приборы, бокалы для карандашей, пепельницы, туалетные вазочки, шкатулки различного назначения, настольные лампы, торшеры и т. п. В общественном интерьере камнерезные художественные изделия выставляются на специальных подставках - консолях или в застекленных витринах и стендах. В бытовой обстановке применяются в качестве настольных украшений и декоративных предметов, дополняющих убранство письменного стола, туалетного столика, застекленной полки книжного шкафа или полки для книг.

Поделочные камни, служащие для изготовления камнерезных художественных изделий, подразделяются на твердые, средней твердости (полутвердые) и мягкие. Изделия из твердого и полутвердого камня отличаются от изделий из мягкого камня не только большей твердостью и прочностью, но и технологией обработки, характером оформления, ассортиментом. По шкале твердости (см. Абразивные материалы) твердые поделочные камни имеют твердость от 5,5 до 7, поверхность их нельзя поцарапать ножом. Камни средней твердости имеют твердость 3,5-4 и легко царапаются ножом. Мягкие камни имеют твердость 1,5-2,5, легко царапаются ногтем и режутся ножом. К группе твердых поделочных камней относятся: орлец (родонит), яшма, халцедон (агат), малахит, нефрит, лазурит, жадеит, амазонский камень, кварцит, белоречит. К группе камней средней твердости относятся мрамор, порфир, оникс, мраморовидные известняки. Особенно широкое применение в изготовлении камнерезных художественных изделий имеет мрамор. К группе мягких камней относятся гипсовый камень, селенит, серпентин, кальцит, тальк, янтарь.

Изготовление камнерезных художественных изделий из твердого и полутвердого камня известно со времен глубокой древности. В древнем Китае и древней Индии особенно ценился нефрит, считавшийся вечным и священным камнем, из него изготовлялась мелкая скульптура, туалетные принадлежности: вазочки, чашечки, шкатулки, печати, перстни, браслеты, оправы для вееров и т. д. И древнем Египте, Месопотамии. Персии родилось искусство глиптики, искусство изготовления гемм - резных выпуклых (камней) и углубленных (инталио) рельефов из агата и других твердых камней. Позднее это искусство перешло в Грецию, а затем в средние века и в новое время было возрождено и во Франции. Славную страницу в историю камнерезного искусства вписали русские мастера-камнерезы XVIII - XIX веков. Ими изготовлялись декоративные вазы из цветного камня разных пород (орлеца, белоречита, малахита, лазурита и яшмы), начиная от колоссальных ваз и чаш диаметром 3 м и кончая миниатюрными туалетными вазочками и чашечками с почти прозрачными стенками. Эти изделия в прежние времена служили украшением дворцов и особняков знати, а в наши дни хранятся в крупнейших музеях. Создание подобных каменных ваз было сопряжено с огромной затратой труда, поскольку приходилось оббивать, отшлифовывать и резать твердый камень почти целиком вручную. В наши дни камень обрабатывается механическим путем на государственных камнеобрабатывающих заводах.

Массовое изготовление камнерезных художественных изделий из мягкого камня в России началось в 80-х год XIX века. Декоративные вещи из мягкого камня занимают значительное место. Обработка мягкого камня очень проста. Он легко распиливается поперечной или циркулярной пилой, а вырезка художественных изделий осуществляется вручную при помощи стамесок, рашпилей и других несложных инструментов. Красочный и легко поддающийся обработке мягкий камень более всего пригоден для изготовления скульптуры малых форм и мелких бытовых, преимущественно настольных предметов: пепельниц, солонок, вазочек, коробочек и т. п.

Небольшие изделия чаще всего целиком вырезаются на токарном станке, а затем дополнительно укрепляются вручную орнаментальной порезкой. Скульптура вырезается вручную после предварительной обточки камня на токарном станке. Готовые изделия шлифуются и полируются при помощи высушенных и специально обработанных стеблей хвоща.

Введение 4-й вариант

1.2 Ассортимент изделий из твердого и мягкого камня

Обычными широко распространенными изделиями из твердого камня являются всякого рода шкатулки, ларцы, коробочки, вазы, чернильные приборы, полуфабрикат для ювелирной промышленности. Большие подарочные ларцы (изготовленные сериями по несколько штук) обычно оправляют в серебро, а ларцы и шкатулки средних и мелких размеров обрамляют тонкими поясками из позолоченной бронзы. Шкатулки и ларцы выпускает ленинградский "Русские самоцветы" и Свердловский заводы, изготовляются ларцы из всемирно знаменитой темно-красной, так называемой сургучной, и пестрой "ситцевой" яшм Орского месторождения (Урал). Круглые (цилиндрические) туалетные коробочки диаметром от 50 до 95 мм делают из яшмы разных сортов и расцветок, чаще всего из калканской. Маленькие коробочки часто украшают только тонким металлическим пояском, проходящим по линии соединения верхней и нижней частей коробочки. Коробочки большего размера часто имеют на крышке рельефные украшения в виде кисти ягод: смородины, малины, ежевики или клубники. Среди уральских мастеров-камнерезов еще с прошлого столетия живет, передаваясь от дедов внукам, мастерство виртуозной имитации спелых, сочных, точно сейчас только сорванных ягод и свежих ярко-зеленых листьев, путем подбора подходящих по цвету и оттенку кусочков цветного камня. Черную смородину обычно делают из агата, клубнику из сургучной яшмы, листья -- из малахита или змеевика, корешки -- из темно-розового орлеца и т. д. Это тонкая, кропотливая работа, требующая большого терпения и вкуса.

Некоторые виды камнерезных художественных изделий из твердого камня украшаются мозаикой или инкрустацией по камню. Мозаика бывала двух видов: флорентийская и русская. Техника так называемой флорентийской мозаики состоит в том, что кусочки цветного камня подбираются по рисунку художника, склеиваются на цементной подкладке, составляя вместе яркую красочную картину. Флорентийская мозаика издавна применялась для изготовления верхних досок столов -- столешниц. Такая мозаика применяется при изготовлении больших декоративных настенных панно или карт. Техника русской мозаики, изобретенная русскими мастерами, заключается в том, что изделие изготовляется из сравнительно недорогого мягкого камня (например, мрамора) и затем оклеивается поверх тонкими пластинками редкого и дорогого камня (малахита или лазурита), пластинки подбираются одна к другой так, чтобы природный узор камня не был нарушен. При этом создается впечатление, что изделие является монолитным, выточенным из целого куска. В наше время при изготовлении крупных ларцов и шкатулок часто применяется способ оклейки металлического каркаса изделия тонкими пластинками каменной фанеры. Готовый ларец производит впечатление целиком выточенного из орлеца или лазурита.

Традиционным видом камнерезных художественных изделий из уральских твердых камней является горка из самоцветов. Она представляет собой декоративное сооружение в виде миниатюрной горки, в которой представлены самые разнообразные виды драгоценных и поделочных камней, встречающихся в природе. Эти камни собраны как своеобразная коллекция. Они представлены в необработанном, отшлифованном или ограненном виде. Некоторые камни даются отдельными кристаллами, другие сростками кристаллов и друзами. Горка в некоторой мере имитирует природные условия залегания камней. Набор образцов крепится на цементном основании. Наиболее распространенные размеры горки 15--40 см в высоту, горки самоцветов предназначаются для музеев, выставок, школьных минералогических кабинетов, а также служат украшением письменных столов. Горки показывают многообразие и богатство месторождения цветного камня в Рос сии и отражают искусство композиции камнерезов.

Массовое изготовление камнерезных художественных изделий из мягкого камня в России началось в 80-х год XIX века. Декоративные вещи из мягкого камня занимают значительное место. Обработка мягкого камня очень проста. Он легко распиливается поперечной или циркулярной пилой, а вырезка художественных изделий осуществляется вручную при помощи стамесок, рашпилей и других несложных инструментов. Красочный и легко поддающийся обработке мягкий камень более всего пригоден для изготовления скульптуры малых форм и мелких бытовых, преимущественно настольных предметов: пепельниц, солонок, вазочек, коробочек и т. п.

Небольшие изделия чаще всего целиком вырезаются на токарном станке, а затем дополнительно укрепляются вручную орнаментальной порезкой. Скульптура вырезается вручную после предварительной обточки камня на токарном станке. Готовые изделия шлифуются и полируются при помощи высушенных и специально обработанных стеблей хвоща.

Полуфабрикат делится на следующие группы: ь пушной - шкурки зимних и весенних видов пушных зверей; ь каракулево-мерлушечный шкурки ягнят различных пород овец; ь овчинно-меховой и овчинно-шубный - шкурки взрослых овец различных пород; ь меховой...

Использование меха и кожи в интерьере

Разнообразен ассортимент пушного полуфабриката. · Соболь имеет наиболее ценный, ноский, красивый, шелковистый, пышный, блестящий мех с окраской от песочного до темно-коричневого, почти черного, цвета...

Использование меха и кожи в интерьере

К каракулево-мерлушечному полуфабрикату относятся шкурки ягнят овец различных пород. · Каракуль - шкурка одно-трехдневного ягненка каракульской овцы. Волосяной покров каракуля имеет завитки различного размера и формы...

Использование меха и кожи в интерьере

К овчинно-меховому и шубному полуфабрикату относят шкуры различных пород овец. Овчина - один из основных видов мехового и шубного сырья. · Меховая овчина представляет собой выделанные стриженые шкуры тонкорунных...

Использование меха и кожи в интерьере

К меховому полуфабрикату относятся шкурки, которые снимают весной с молодняка домашних животных. · Пыжик - шкурки телят-сосунков (до 1 мес.) северного оленя, еще не перешедших на подножный корм...

Использование меха и кожи в интерьере

Широко используют мех с упругой длинной остью - нерпы, морского котика, калана. · Морской котик дает наилучшую по качеству шкурку в возрасте 3 лет. Волосяной покров имеет густую упругую длинную блестящую черную (иногда с сединой) ость...

Камнерезные изделия

Технология обработки твердого камня состоит из следующих этапов: - сортировка сырья; - распиловка; - сверловка (ощипка); - подбивка; - шлифовка; - полировка. Камень сортируется по окраске и рисунку; существенным показателем качества...

Камнерезные изделия

Камнерезные художественные изделия считаются полноценными лишь при условии отсутствия на их поверхностях каких бы то ни было трещин или плохо отполированных участков...

Красносельский ювелирный промысел

Над созданием украшений работают профессионалы, многие из которых -- ювелиры в нескольких поколениях. Установленное на производстве оборудование обеспечивает точность исполнения изделий. Украшения проверяются на каждом этапе производства...

Набор глиняной посуды для питья "Птичий трезвон"

В керамике термин «точение» означает работу по изготовлению тела геометрически правильной формы вращения с помощью вращающегося круга. Гончарный круг -- это инструмент...

Сувенирные изделия в декоративно-прикладном искусстве сибиряков

Печать художественного гения лежит па всем русском искусстве XVIII века. Декоративное искусство этой эпохи представляет величайшее явление в русской и мировой художественной культуре...

Технология изготовления украшения способом гравирования якутских мастеров

Ручное гравирование Чтобы быть мастером своего дела, следует много и упорно тренироваться. Это непреложная истина особенно уместна, когда речь идет о гравировании...